Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Понедельник, 23.10.2017, 23:48




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » химия и биология


Урок "Иммунитет"
[ Скачать с сервера (102.0Kb) ] 24.02.2010, 01:56
скачать презентацию



Тема урока:  Иммунитет
Тип урока: Комбинированный Форма проведения:  Использование элементов дискуссии.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:
· анализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
·способствовать развитию умения сопоставлять факты, развивать исследовательские и творческие навыки.
·создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
· помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретенных знаний и умений.
Обучающие цели:
·сформировать знания об иммунитете как реакции, обеспечивающей защиту организма от чужеродных веществ, инфекционных болезней, клеток и тканей.
·раскрыть значение предупредительных прививок и лечебных сывороток.
Воспитательные цели:
·создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности. 
Оборудование: таблица «Кровь», мультимедийная установка. 
Основное содержание урока.    
I. Оргмомент.
II. Проверка знаний.
1. Дополните утверждения:
1)    Внутренняя среда организма состоит…(из крови, тканевой жидкости и лимфы)
2)    Кровь -  это жидкость, состоящая из…(плазмы и форменных элементов)
3)    Назовите   форменные элементы крови… (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
4)    Захват микробов лейкоцитами и их уничтожение И.И.Мечников назвал…(фагоцитозом)
5)    Постоянство внутренней среды называют…(гомеостазом)  
2. Дискуссия по теме: «Значение крови, ее состав»
Сопоставьте два факта:
- Бывает, что человек, раненный в ногу или руку, погибает от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
- Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.
Подумайте над этими фактами и объясните:
1)    Почему человек без крови погибает?
Ученик: Количество крови у человека составляет примерно 5 – 6 литров. Потеря 2\3 от этого количества приводит к неминуемой смерти
2)    Какое значение  имеет кровь в жизни организма человека?
Ученик: В организме человека кровь связывает каждый орган, каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества, полученные из пищи в органах пищеварения. Она доставляет клеткам кислород из легких, а углекислый газ, вредные отработанные вещества несет к тем органам, которые их обезвреживают или выводят из организма. Основная функция крови – транспортная.
3)    Какие особенности строения характерны для эритроцитов, и какую функцию они выполняют?
Ученик: Эритроциты – красные кровяные клетки. В капельке крови в 1мм3  их содержится до 5млн. Окраска красных кровяных клеток, эритроцитов, зависит от содержащегося в них гемоглобина. Гемоглобин способен легко соединятся с кислородом и легко отдавать его. Эритроциты переносят кислород от легких ко всем органам. Эритроциты не имеют ядра, их форма двояковогнутая, что увеличивает поверхность соприкосновение эритроцита с воздухом легочных пузырьков и увеличивает его полезный объем.
Дополнительный вопрос: Чем эритроциты человека отличаются от эритроцитов лягушки?
Ученик: Эритроциты лягушки имеют ядра в отличие от эритроцитов человека. Размеры эритроцитов лягушки больше и форма иная.  
Какие особенности строения характерны для лейкоцитов, и какие функции они выполняют? 
Лейкоциты – белые кровяные клетки. В отличие от красных кровяных клеток они бесцветны. Лейкоциты больше по размерам и имеют ядро. Количество их в 1мм3 крови значительно меньше и составляет 6-8 тысяч. Некоторые белые кровяные клетки способны изменять свою форму и самостоятельно двигаться даже против тока крови. Лейкоциты легко проникают через стенки сосудов в ткани, поэтому их можно обнаружить не только в крови, но и в любой части тела. Особенно много их скапливается в пораженных местах. Приблизившись к микробам, белые клетки крови поглощают, а затем уничтожают их, при этом часто погибая. Гной, который появляется при воспалительных процессах, содержит множество погибших микробов и белых клеток крови. Лейкоциты чрезвычайно разнообразны и борются с микробами разными способами. Способность определенных клеток лейкоцитов захватывать микробы и уничтожать их была открыта И.И.Мечниковым – великим русским ученым, лауреатом Нобелевской премии. Клетки лейкоцитов этого типа И.И.Мечников назвал фагоцитами, то есть пожирателями, а сам процесс уничтожения микробов фагоцитами – фагоцитозом. Наряду с фагоцитами в крови есть лейкоциты, уничтожающие микробов иными способами. Речь идет о лимфоцитах. Лимфоцит имеет вид шарика, на его поверхности находится многочисленные ворсинки, похожие на щупальца. С их помощью лимфоцит обследует поверхность других клеток, отыскивая чужеродные соединения – антигены. Чаще всего они встречаются на поверхности фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Если на поверхности клеток встречаются только «свои» молекулы, лимфоцит движется дальше, а если чужие – щупальца, как клешни рака, смыкаются. Затем лимфоцит посылает через кровь химические сигналы другим лимфоцитам, и те начинают вырабатывать по найденному образцу химические противоядия – антитела, состоящие из белка гамма – глобулина. Этот белок выбрасывается в кровь и оседает на различных клетках, например эритроцитах. Антитела нередко выходят за пределы кровеносных сосудов и размещаются на поверхности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Они являются своеобразными ловушками для чужеродных тел, например для микробов и вирусов. Антитела либо склеивают их, либо разрушают, либо растворяют, короче говоря, выводят из строя. При этом постоянство внутренней среды восстанавливается. Дополнительный вопрос: Как происходит свертывание крови? Какие форменные элементы крови участвуют в свертывание? Ученик: Когда кровь из раны вытекает на поверхность кожи, кровяные пластинки склеиваются и разрушаются, а содержащие в них ферменты попадают в плазму крови. При наличие солей кальция и витамина К плазменный белок фибриноген образует нить фибрина. В них застревают эритроциты и другие клетки крови, и образуется тромб. Он то и не дает крови вытекать наружу. В свертывание крови принимают участие тромбоциты. 
III. Изучение нового материала. Итак, одна из форм биологической защиты – фагоцитоз, а другая - химическая защита – выработка лейкоцитами защитных веществ антител. Предлагаю разрешить проблему. Подумайте, как объяснить, что если в пробирку с кровью человека, перенесшего дифтерию, добавляли микробы дифтерии, то они погибали, а если добавляли кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случалось?  
Иммунитетом называют способности организма устранять антигены – чужеродные вещества и тела – в ходе иммунной реакции. Иммунитет (от латинского «immunitas») – избавляться от чего–либо. Органы иммунной системы: костный мозг, вилочная железа (тимус), лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфатической ткани по ходу дыхательных путей и органов пищеварения. Различают клеточный иммунитет (фагоцитоз) и гуморальный. Иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител – химических веществ, доставляемых кровью. Клеточный иммунитет был открыт И.И.Мечниковым, а гуморальный  Иммунитет может быть видовым (человек не болеет чумкой собак). К некоторым чужеродным телам иммунитет бывает наследственным (врожденным), к другим он появляется после того, как антиген был выявлен и опознан, а затем обезврежен (приобретенный иммунитет).  Представьте, что в поселке эпидемия – вспышка инфекционной болезни. Как же предупредить инфекционное заболевание? Какие правила гигиены нужно выполнять?  Ученик: Необходимо повышать защитные силы организма закаливанием, физкультурой, правильным питанием.  В профилактике заболеваний важны соблюдения чистоты, борьба с источниками инфекции, такими как мухи, комары, клещи, вши. 
ВЫВОД: для предупреждения инфекционных заболеваний необходимо делать предупредительные прививки. 
Сообщение о предупредительных прививках. Работы Луи Пастера и Эдварда Джейнера.
Ученик: Общеизвестно, что причиной многих заболеваний являются болезнетворные микробы. Эти болезни, как правило, заразны и могут захватывать целые области, а то и страны. Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана замечательным французским ученым Луи Пастером, в лаборатории которого долгое время работал И.И.Мечников. Луи Пастер высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которое вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него вырабатывается иммунитет, и его лейкоциты и антитела легко справятся с возбудителями. На  эту мысль его натолкнули работы английского врача Э. Джейнера. Этот скромный сельский врач избавил человечество от оспы, страшной болезни, которая не только обезображивала лица людей, но и уносила много жизней. Джейнер заметил, что оспой болеют не только люди, но и коровы. На вымени их образуются пузырьки, похожие на оспенные. Во время дойки жидкость, содержащаяся в этих пузырьках, часто втиралась в кожу людей, но доярки редко болели оспой. Как выяснилось в последствии, мельчайшие микроскопические существа – вирусы, вызывающие оспу коров, несколько отличаются от тех вирусов, которые поражают человека. Однако иммунная система человека реагирует и на них. Джейнер привил жидкость, взятую из оспинок коров, здоровому мальчику, а через некоторое время привил ему человеческую оспу. Но мальчик не заболел. В его организме после прививки выработались антитела, которые защитили его от болезни. Жидкость, содержащую ослабленные микробы или их яды, стали называть вакциной. Вакцина (от латинского «vaccina» )- коровья 
Дополнительный вопрос: появление вакцин, от каких болезней связаны с именем Луи Пастера?
Ученик: С именем Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцина против бешенства. 
Классификация иммунитета Как готовят лечебные сыворотки?
Ученик: Человеку, заболевшему например дифтерией, вводят антитела, выработанные в организме лошади. Чтобы их получить, сначала лошади вводят ослабленный дифтерийный яд. В ответ у неё происходит иммунная реакция. В крови накапливаются антитела. После этого у лошади берут кровь и приготавливают из её плазмы лечебную сыворотку, содержащую антитела против дифтерии. Эту сыворотку, вводят больному. Она связывает дифтерийный яд, и состояние больного улучшается. 
I V. Итог урока, рефлексия:
- Что нового, полезного для себя вы узнали? Какие знания могут пригодиться вам в дальнейшей жизни? (предполагаемый ответ: познакомились с понятием иммунитет, видами иммунитета и поняли, почему необходимы предупредительные прививки, особенно перед эпидемиями).
Домашнее задание: § 15, вопросы после параграфа. Придумать вопрос по изученной теме. 
VI. Закрепление.
Задание 1. Дошкольник заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
Ученик: У него естественный врожденный иммунитет.
Задание 2.Объясните: 1) Почему для пчеловода пчелиное жало безопасно?
Ученик: У пчеловода вырабатывается искусственный активный иммунитет.
2) Почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если он заранее сделал особые прививки?
Ученик: У него вырабатывается искусственный активный иммунитет.
3)Что при этом вводят в кровь человека?
Ученик: При этом вводят в кровь человека вакцину, содержащую яд змеи.
4) Какие смертельно опасные инфекционные заболевания вы знаете?
Ученик: СПИД
5) Какие профилактические меры необходимо соблюдать, чтобы предотвратить заражение СПИДом?
Ученик:
· Использовать презервативы при сексуальных контактах
· Использовать только свое стерильное инъекционное оборудование и не допускать его использование другими людьми.
· Использовать стерильное оборудование для татуировок и пирсинга.
· Использовать латексные перчатки при контакте с кровью, материалом со следами крови, выделениями.
· Пользоваться только своими или новыми предметами личной гигиены (бритвенные принадлежности, зубные щетки)
Категория: химия и биология | Добавил: poshatovooosh | Теги: биология
Просмотров: 4894 | Загрузок: 762 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Как вы относитесь к введению в школе единой формы?
Всего ответов: 123

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика

poshatovooosh
Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 81
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 1
Школьные новости: 2
Творческие работы: 119
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 70
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 14
Тесты: 1

Поиск