Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Вторник, 26.09.2017, 17:45




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » химия и биология


Роза - царица цветов
25.03.2011, 23:50
скачать работу
Во всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Они служили строительным материалом, давали тепло, пищу, одежду… Это все практические отношения человека и растений. Но всегда были люди, и их, к счастью, немало, которые умели просто любоваться прелестью цветов, наслаждаться их запахом. И разводили они цветы просто так, для красоты, потому что без нее жизнь человека бедна, если даже он сыт и хорошо одет.        Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения.        Без цветов не обходится почти ни один народный праздник, ни одно семейное торжество. И в самое трудное время людям тоже необходимы цветы. Как говорил Г. Х. Андерсен: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».        Мир цветов удивителен и велик. На Земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка свое назначение, свой характер,  своя история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов.  Трудно найти человека, который не любил бы розы. Что может более располагать к мечтанию, что может перенести в волшебные сады грез, как не роза. Неподражаемое изящество, необыкновенная красота, благородство форм, многообразие окрасок, изысканность приятного аромата, обилие и продолжительность цветения отличают «королеву» цветов от других декоративных растений.        Для выражения всех радостей, для утешения всех горестей до сих пор не нашлось ничего лучше этого чувственного цветка. Розы играют такую роль в жизни человека, что кажется, если бы они вдруг исчезли, то жизнь наша оказалась бы поблекшей, обесцвеченной. Они – радость, выражение наших чувства, сердца и разума. При одном слове «роза» как-то дышится легче, все представляется в более ярком свете.        Название Rosa встречается у многих римских писателей, таких как Варрон, Плиний и др. Считают, что слово образовано от греческого rhodon (роза), что в свою очередь связано с кельтским rhodd (красный) из-за окраски плодов и цветов. Роза является символом острова Родос, которому и дала это имя. На этом острове она чаще всего и произрастает. И именно этот прекрасный цветок изображен на монетах Родоса.        Во многих странах роза считается эмблемой поклонения и пламенной любви. А выдающийся русский врач  Н.Л. Максимович-Амбодин в книге «Символы и эмблемы» написал о розе, что означает она все высокое, милость и справедливость. Среди эмблем его книги есть изображение пылающего сердца (любовь) между розой (красота) и лилией (чистота). Подпись гласит: «Красота, чистота и любовь». А во многих мифах все эти три понятия объединила в себе белая роза.  Сколько связано с розами разных интересных легенд, исторических сказаний и преданий, веселых и грустных, но обязательно поэтических, какое важное значение имели они в домашней и общественной жизни как отдельных лиц, так и целых народов – это даже себе и представить трудно. А тем более невозможно описать в этой небольшой работе. Но самое интересное о розах я все же постараюсь рассказать. Для этого предлагаю совершить путешествие в пространстве и во времени. Мы последуем за розой по различным государствам по тому же маршруту, по которому распространялась по миру «царица» цветов.   (Схема путешествия).  Розу любили, ей поклонялись и ее воспевали с незапамятных времен. Первые упоминания о розах, дошедшей до нас, восходят к древней стране в Южном Двуречье Шумере за 2000 лет до н. э.        В древней Индии и Китае культура роз достигла высокого уровня, были созданы великолепные сады и большие плантации. Там изготавливали и применяли розовую воду и масло, роза ценилась как лекарственное растение.        Судя по древнеиндусским сказаниям роза пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу мог просить у него все, чего только пожелает. Ею украшали брамины свои храмы, ею усыпали путь, по которому должны были следовать во время торжественных процессий божества, ею убирали цари свои покои, ею уплачивали дань и царские подати, а розовое масло ценилось на вес золота. Запах же ее считался в Индии столь приятным, что индийские принцы и принцессы проводили в чудных садах своих вдоль всех дорожек канавки, наполненные розовой водой.        О появлении розы на свет в сказаниях этих ничего не говорится, только в индийских мифах сообщается, что красивейшая на свете женщина Лакшми родилась из распускающегося, составленного из 108 больших и 1008 мелких лепестков бутона розы. Вишну, охранитель вселенной, увидев эту обворожительную красавицу, укрывающуюся в своей прелестной розовой колыбельке, увлеченный ее прелестью, разбудил ее поцелуем и, таким образом, превратил в свою супругу. С этой минуты Лакшми сделалась богиней красоты и плодородия, а укрывавшая ее роза – символом божественной тайны и стала считаться у всех восточных народов священной.        Розой увлекался и великий древне-китайский мыслитель Конфуций, посвящая свою поэзию ее красоте и запаху и воспевая розу как царицу цветов. Известно так же, что из 18000 томов составляющих библиотеку китайского императора, более 500 трактуют только о розе и что в императорских садах она растет в огромном количестве, давая немалую прибыль от изготовления из нее эссенций. Лепестками роз в Китае прослаивают чайные листья и заваривают ароматный чай. Большой популярностью роза и ее дикий брат шиповник пользуются в тибетской медицине, о чем указано в ее трактатах.        Окутав как дымкой, весь Восток своими сказаниями, роза нашла главный приют себе в древнем Иране, стране персов, поэты которой написали о ее прелести сотни томов. Особенно воспевал розу знаменитый персидский поэт Хафиз, в память чего он даже погребен в местечке Кессер, представляющем самый обширный на всем свете сад роз.        Слово «гюль», роза, для перса и особенно для персианки является очаровательнейшим из слов, и сама Персия у поэтов получила название «гюлистан» – сад роз. И действительно, здесь всюду розы. Ими переполнены и сады, и внутренние дворы, ими украшены все комнаты, купальни, могилы, без них не обходятся ни одно торжество, ни один праздник.        Особенно же красив бывает проводимый в Кашмире праздник распускающейся розы. Он проходит обыкновенно в то время, когда розы только что начинают расцветать. Тогда ото всюду стекаются в Кашмир молодые люди и гуляя по улицам с корзинами роз, бросают ими в прохожих. Тот или та в которых попали розой считаются счастливцами и обязаны в, свою очередь, дать попавшему в них какой-нибудь подарок. И все с удовольствием отдариваются, так как уверены, что осыпавший их поток роз принесет им счастье.        По словам одного из персидских поэтов роза была подарком самого Аллаха. К нему явились однажды все дети флоры с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса (нильской водяной лилии), который, хотя и был дивно красив, но забывал среди ночи свои обязанности правителя. Тогда Аллах благосклонно их выслушав, внял их просьбе и дал им правительницей белую девственную розу с охраняющими ее острыми шипами.        Когда соловей увидел эту новую чудную царицу цветов, то был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились ему в сердце, и теплая алая кровь, брызнув из любящей груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки розы и до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок.        Из Персии благоговение и любовь к розе перешла и в Турцию. Мусульмане приписывают розе очистительную силу и ни один магометанин не только не позволит себе наступить ногой на розу, но даже, если бы ему пришлось увидеть валяющийся на земле лепесток ее, тотчас же его подымет и бережно положит на чистое место. Вследствие этого, вероятно, очистительную силу приписывают они и приготовленной из нее розовой воде. И египетский султан Саладдин, возглавляющий борьбу мусульман против крестоносцев, отняв у христиан в 1189г. Иерусалим, вступил в превращенную крестоносцами в церковь мечеть Омара, не ранее, как обмыв весь пол, все стены ее и даже скалы, на которых она была построена, розовой водой. О том, сколько было потрачено этой воды, можно судить отчасти уже потому, что для перевозки ее потребовалось более 500 верблюдов. Также поступил и Магомед II с храмом св. Софии после взятия им Константинополя в 1453 году. Прежде чем превратить этот чудный храм в мечеть он велел его весь снизу доверху вымыть розовой водой.        Еще одно интересное применение имеют в Турции лепестки роз, особенно же розовых. В них обертывают или осыпают новорожденных, и только за неимением роз употребляют для этой цели напоминающий их своим цветом розово-красный газ, который вследствие этого ежегодно выписывают в Турцию и Египет целыми тысячами аршин.        Согласно тюрским сказаниям белая роза выросла из капель пота Магомеда (пророка, основателя ислама, главы первого масульманского государства в Аравии) при ночном его восхождении на небо.        О желтой розе существует другая легенда. В 612 году Магомед, уходя на войну с израильтянами, взял у своей жены Айши клятву, что она останется ему верна. Возвратясь из похода, Магомед приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник: если она не изменит цвета, Айша невинна. Айша подчинилась, но каков был ее ужас, когда вынутая из источника роза оказалась желтой. С тех пор желтая роза предупреждает об измене.          Египет ознакомился с розой не ранее VII столетия до н.э., т.к. до этого времени изображение ее не встречается ни на одном из египетских памятников, ни в одном из папирусов. В VII же столетии, во времена птолимеев, своими чудными розами стала славиться в Египте местечко Арсинос, где из них готовили розовую воду. И знаменитая египетская царица Клеопатра принимая у себя римского полководца Марка Антония, велит покрыть весь пол залы, где должен был происходить в его честь пир, слоем около пол-аршина вышины розовых лепестков. Слой этот представлял мягкий ковер, и, чтобы по нему удобно было ходить, был покрыт мелкой шелковой сеткой.        Розовые же лепестки, как рассказывает римский писатель Плиний, сыграли немаловажную роль и в дальнейшей жизни Клеопатры – они помогли ей убедить подозрительного Марка Антония в искренности ее любви. Во время дружеских пиршеств у римлян было в обычае бросать в вино лепестки из венков и вместе с вином выпивать из в знак расположения к тому, кто их бросил. Когда Антоний сделался крайне подозрителен и до того проникся мыслью о предательстве Клеопатры, что заставлял пробовать все кушанья своего слугу, то последняя, чтобы успокоить его, сделала следующее. Она приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, и когда Антоний в минуты опьянения клялся ей в своей любви, осыпал розы с ее венка в свою чашу с вином и хотел ее выпить, то она вырвав спешно у него из рук ее, сказала: «Посмотри, дорогой Антоний, как мне легко было бы от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!». И, велев привести осужденного на смерть невольника, приказала ему выпить чашу Антония. Смерть невольника последовала моментально и, как говорят, до того отрезвила Антония, что в благодарность он просит Клеопатру, если только он умрет раньше ее, не забывать постоянно убирать розами его могилу.        В Египте розы использовались в косметике, которая достигла в этой стране высокого уровня развития. Косметический уход за своим телом являлся роскошью, которую могли позволить себе лишь представители аристократического общества. Именно сохранившиеся изображения цариц Нефертити и Клеопатры свидетельствуют о том, что они искусно пользовались косметикой, в том числе средствами полученными на основе розовой воды и розового масла, изготовленных из масличных роз.        Описав в кратких чертах роль розы у восточных народов, перенесемся теперь в Грецию – этот центр всей умственной жизни древнего мира. Греки считали розу даром богов, и именно знаменитая поэтесса Сафо дала ей название царицы цветов.        Венками из роз украшалась у греков невеста. Розами убиралась дверь, ведущая в ее дом, и лепестками же розы усыпалась кровать. Венки из роз посылали друг другу влюбленные или клали их у порога в дом. Если же у кого либо у молодых людей разрывался венок, то говорили, что он влюблен. И когда он не желал сознаться, прибегали к помощи так называемого розанного оракула, который, как сообщает древнегреческий поэт Феокрит, состоял в следующем. Брали розы лепесток, клали его на образованное большим и указательным пальцами левой руки отверстие и затем ладонью правой ударяли по этому месту. Если лепесток оставался цел, то считалось, что отрицавший сказал правду, если же он лопался и при том с треском, то над запиравшимся начинали подпрунивать, говоря, что он влюблен, но без надежды на взаимность.        Розами и венками из роз греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и убирали его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы дорогих умерших. Так розами убиралась могила древнегреческого поэта – драматурга Софикла, одного из трех великих представителей античной трагедии. Греки носили розы на голове и на груди также в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая также быстро увядает, как и душистая роза. У них возникла даже пословица «Если ты прошел мимо розы, то не ищи ее более». В то же время, в бутоне розы они видели символ бесконечности, и на греческих намогильных памятниках можно было то и дело встретить изваяние плотно сомкнутого бутона розы. Розе приписывали чудесное свойство сохранять смертные останки от разрушения и думали, что запах ее приятен душам умерших.        В Греции пользовались величайшим почетом не только сама роза, но даже торговля ею и вязание из нее венков. И первая вязальщица венков в древне Греции, красавица Глицера из Сециона была даже увековечена знаменитым греческим живописцем Павсием, написавшим ее портрет.        Не менее выдающуюся роль играла роза и в религиозных обрядах греков. Венками из роз они украшали богов, особенно статую Афродиты. Увядшие на челе ее розы считались чудодейственными. До нас дошел сказ, что мазь, сделанная из листьев такой розы помогла гречанке Асказии избавиться от нароста, обезображивавшего ее лицо и превратиться в красивейшую из женщин Греции.         Этот прелестнейший из цветов обличен греческими поэтами в целый ряд чудных сказаний. По словам Анакреонта, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда эта богиня любви во всей своей дивной красе вышла после купания из моря. Увидев на ней этот не менее ее прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его сейчас же нектаром, который и предал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, что рождается на земле.        Роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть Диким вепрем. В неописуемом горе бежит богиня в рощу Пифона, не обращая внимания на покрывающие розы шипы, которые ранят ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попадает и на розы.        По другому сказанию, белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в веселом танце, Амур нечаянно опрокинул своими крылышками сосуд с нектаром, который разлившись на цветы, белые розы окрасил в красный цвет и сообщил им прелестный запах.        Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой. Когда пронзенная стрелой Амура, она не встретила взаимности с его стороны, Флора решает создать цветок, который и смеется и плачет – соединяет в себе и грусть и радость. Увидев вырастающий в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела воскликнуть: «Эрос» (так звали греки Амура), но застенчивая от природы, запнулась и у нее получилось только: «Рос». Так этот цветок стал называться розой.        Наконец, еще по одному сказанию, роза происхождением своим обязана богине охоты Диане. Влюбленная в Амура, приревновав его к нимфе Розалии, Диана схватила ее и повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого кустарника, лишила ее жизни. Узнав о горькой участи своей возлюбленной, Амур поспешил на место преступления, и, найдя Розалию бездыханной, залился горючими слезами. И там, где слезы его капали на куст, вырастали дивные цветы. Это были розы.          Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и в начале во времена республики считалась символом строгой нравственности и служила наградой за выдающиеся деяния. Как сообщает писатель Элиан, римские воины, отправляясь на войну, снимали даже шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости. Это был как бы орден, который давался в награду за геройство. Так Сципион Африканский разрешил солдатам 8-го легиона, первыми ворвавшимися в неприятельский лагерь, в день их триумфального шествия в Риме нести в руках букеты из роз, а на щитах выбить изображение этих цветов. Точно так же и Сципион – младший дозволил солдатам первого взобравшегося на стены Карфагена легиона украсить венками из роз их щиты и убрать розами всю триумфальную колесницу. Вообще, к тому времени, из роз было дозволено украшать чело только человека, сделавшего что-нибудь выдающееся. И когда Мари Фульви после небольшой стычки позволил своим солдатам украсить шлемы розовыми венками, то получил за это строгий выговор от цензуры Котона.        Также запрещено было украшать себя венком из роз в дни скорби и угрожавший Риму опасности. И когда один богатый меняла, пренебрегая этим постановлением, вздумал появиться во время 2-ой пунической войны у себя на террасе в венке из роз, то он немедленно был ввергнут в темницу и выпущен оттуда только после прекращения войны.        Ежегодно в Риме совершались в память умерших торжества, носившие названия розалий или розалийских дней. Торжества эти происходили в разное время года, но не ранее 19 апреля и не позже 19 июня, и заключались главным образом в роскошном убранстве могил умерших и урн, где хоронился их прах, гирляндами и венками из роз. Богатые люди завещали крупные суммы, чтобы могилы после их смерти были всегда украшены розами. Белые розы большей частью сажали на могилы молодых людей, а карминно-красные – на могилах более пожилых.        Немаловажную роль играли розы и в религиозных церемониях, ими усыпали путь во время торжественных процессий. Особенно же торжественна была процессия корибантов – жрецов богини Цибелы – охранительницы богов, во время которой все усыпалось белыми розами: и статуя богини, и ее жрецы, и весь путь.        Не таково было значение розы во времена падения Рима. Из царственного цветка она делается цветком забавы, выразительницей низменных чувств. В это время злоупотребление розой как украшением достигло крайних пределов. Так, например, тщеславный проконсул Веррес, обвинявшийся Цицероном в продажности, передвигался по Риму на носилках, матрац и подушки которых постоянно набивались свежими лепестками роз, причем он и сам был обвит гирляндами этих цветов.        Еще более роз истреблял император Нерон. В его знаменитом обеденном зале с вращающимися потолком и стенами с изображениями времен года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков. На всех пиршествах и гости, и прислуживавшие им рабы должны были быть увенчаны венками из роз, которые были не просто сплетены, а сделаны из розовых лепестков путем обертывания их в виде чешую вокруг обруча. Розами украшались все сосуды и усыпался весь стол.        Желая как можно более упиться запахом роз, некоторые патриции усыпали ее лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку. А во время одного из празднеств ими была даже усыпана поверхность целого Люцинского озера.        Но всех превзошел своим безобразным истреблением роз император Гелиогобал. На одном из его пиршеств знатные гости были забросаны таким множеством падавших с потолка розовых лепестков, что некоторые из них, к величайшему его удовольствию, задохнулись под ними. Это нашло отражение в стихотворении Л.А.Мея «Цветы»  Сам император купался только в вине из роз, которое после того чернь должна была пить. Наконец, по его же приказанию, этой драгоценной влагой наполнялись и общественные купальни, которые подвергались тогда частой осаде римского простонародья, устремлявшегося сюда со всех концов Рима – не столько для того, чтобы купаться, сколько для  того, чтобы напиться.        Потребность в розе была так велика, что обширнейшие розанные сады Рима были не в состоянии ее удовлетворить и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена, где возникла даже новая громадная отрасль промыш-ленности. Римлянам негде было сажать хлеб, самые плодородные местности были заняты розами. Большинство благомыслящих людей возмущались этим, а Марциал с горькой насмешкой писал: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».        Но среди всех этих пиршеств роза, кроме украшения имела еще оригинальнейшее значение. Она служила символом молчания. По древнеримскому мифу бог любви Купидон подарил ее врачу и хранителю молчания Гиппократу, который изображался в виде юноши с приложенным к губам пальцем, чтобы тот не разглашал тайну похождений Венеры.  Если белая роза красовалась в зале пиршеств, все знали, что произнесенные здесь слова будут сохранены в тайне, повешенная на потолке роза заставит сдерживать свою откровенность многих, напомнит разгоряченным головам, что нужно держать язык за зубами. Отсюда и пошло выражение «под розой сказано», значит по секрету.          Такое отношение римлян к розе, конечно, не могло внушить отвращения к ней первых христиан и они смотрели на нее сначала, как на цветок разврата и гибели. Тертуллиан написал строгое послание против употребления венков из роз, а Климент Александрийский считал даже за грех увенчивать свою голову подобным венком.        Но со временем эта неприязнь к розе смягчилась и благодаря своей дивной красоте и приятному запаху она стала мало-помалу приобретать расположение христиан. Прошло несколько столетий и святые отцы, забыв ее значение в дни упадка Рима, объявили ее райским цветком и даже посвятили Пресвятой Богородице.        С розой соединено много священных сказаний. Так, например, в них сообщается, что св. Доротея, растерзанная дикими зверями в Колизее, посылает среди зимы с ангелом антиохийскому арихиепископу Феофилу розу. Другое сказание о св. Доминике. Желая быть угодным Богу, он искалывает себя терниями и тернии эти превращаются в розы. Архангел Гавриил, взяв белых, желтых и красных небесных роз делает из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз обозначает ее радость, из красные – ее страдания, из желтых – ее славу. Белые розы назывались так же розами Магдалины, и про них рассказывали, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них Магдалиной слез раскаянья.        Затем в одной из легенд о кресте Спасителя говорится также о моховой розе, которая возникла из капель крови Христовой, упавших на находившейся у подножия креста мох. Кровь эта, струившаяся по кресту, собиралась ангелами в золотые чаши, но несколько капель случайно упали на мох, который, чтобы уберечь их от осквернения, сейчас же жадно впитывал в себя. И вот из этих то божественных капель и выросла чудная красная моховая роза, ярко-кровавый цвет которой должен служить нам вечным напоминанием о пролитой за наши грехи крови.        Далее роза упоминается уже в католических легендах. Ее считают небесной защитницей добрых дел. Так, однажды святитель Николай нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить бедных, и был остановлен строгим настоятелем монастыря. И тогда хлеб тот превратился в розы. Аналогичные сказания существуют и про других римско-католических святых.        Наконец, начиная со средних веков, золотой усыпанной драгоценными камнями розой папы увековечивают выдающуюся добродетель. Ежегодно в день, именуемый «Розанное воскресенье». Папа благословляет такую розу и посылает ее наиболее достойному царственному лицу.        Кстати, четки тоже носят по-французски названия роз, т.к. составляющие их шарики в первое время делались из лепестков роз.        Во времена крестовых походов роза была завезена в Европу, где ее вначале выращивали в небольших монастырских садах и вокруг дворцов. Наибольшей любовью пользовалась роза во Франции. Здесь ее так высоко чтили и ценили, что даже разводить позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения – корзину с розами, из которых потом готовили дорого стоившую в то время розовую воду, которую подмешивали по обычаю, почти во все праздничные кушанья.        В XIII веке возникает во Франции обычай ношения дамами венков из роз, которые получают название «шапель», а занимающиеся их вязанием – «шапелье» – слово, которым теперь обозначают фабрикантов шляп. Так что, по-видимому, от этих венков произошло и нынешнее французское слово «шапо» – шляпа. Такие «шапели» надевали на голову невестам во время венчания.        Крещение тоже производилось часто с примесью розовой воды. Такой водой, например, крестили средневекового французского поэта Ронсара и когда он получил первую награду на состязании поэтов в Тулузе, ему указали, что он еще в пеленках, будучи крещен розовой водой, был уже признан поэтом. Свою награду Ронсар послал в подарок своей почитательнице королеве Марии Стюарт, а она в ответ прислала ему венок из серебряных роз с бриллиантовыми росинками.        В XIV в. в палате, составлявшей королевский совет состоящий из 12-ти пэров, возникает оригинальный обычай, связанный с розой. Как только у кого-то из пэров намечается какое-либо дело в суде, он подносит всем членам палаты розы. Но в XVI столетии обычай этот вследствие постоянных ссор членов палаты из-за мест, прекращается, и ни в чем не повинная роза подвергается такой опале, что духовный суд предписывает, чтобы она отныне служила знаком отличия христиан от евреев, которые обязаны были носить ее на груди.        Но такое гонение на розу было временным и уже через несколько лет возник обычай в день св. Фиакра выбирать ежегодно короля роз. Обычай этот начал свою историю от городка Провен. А в местечке Саленси в день св. Медера возник обычай выбирать королеву роз – розьеру, которая избиралась из трех наиболее добродетельных и целомудренных девушек всей провинции. Празднество это. Как говорит предание, было установлено еще в VII столетии св. Медером, который завещал 12 десятин земли, из дохода которых составляется выдаваемая розьере премия. Первая розьерой была его собственная сестра, и изображение этого торжества сохранилось до сих пор на фреске, находившейся в церкви св. Медера в Саленси. С другой стороны существует мнение, будто это празднество было установлено лишь при Людовике Х111, чему доказательством служит серебряная пряжка, которая надевается в виде украшения на венок из роз, и которая, как говорят, была пожертвована этим королем. Подобные празднества со временем стали проводиться еще и во многих других местностях Франции. Особенной же известностью пользовались празднества в память Мальзебра, министра Людовика ХУ1, погибшего как и этот король на эшафоте.        А в городке Тревизо существовал с незапамятных времен праздник, во время которого среди города устраивалась крепость, ее волы и стены состояли из драгоценных ковров и шелковых тканей. Знатные девушки города защищали крепость, а знатные юноши осаждали ее, при этом орудием осады и защиты служили яблоки, миндальные орехи и цветы, главным образом розы, которыми бросали друг в друга, а также струи розовой воды, которой обдавали защитницы крепости осаждавших. У нас в Эрмитаже хранится любопытная гравюра неизвестного художника 19-го века «Штурм замка любви». На ней изображено «сражение» за прекрасную девушку, где оружием у рыцарей служат цветки роз. По-видимому это изображение подобного праздника, который славился тем, что встречавшиеся на нем юноши и молодые девушки выбирали себе невест и женихов и после него всегда заключалось много браков.        Но не всегда роза играла столь приятную роль в нравах Франции. Тяжелая драма жизни связана с ней на почве любви в дни молодости Генриха 1У. Одолжив у дочери садовника Флеретты розу в качестве цели состязания по стрельбе и пронзив стрелой эту розу, принц «пронзает» сердце и себе – он влюбляется в эту девушку и она отвечает ей взаимностью. Но, уехав, принц забывает ее, увлекаясь другими девушками. Однажды, когда он вновь встречается с Флереттой, любовь в нем закипает снова, но девушка не хочет больше терзаться от любви, она бросается в воды бассейна, находящегося в саду их встреч. После этого Генрих сколько бы ни ухаживал за первыми красавицами страны, не мог забыть Флеретты. Невидимая тень ее преследовала его всегда и всюду.        Таким же цветком горя роза явилась вначале и в истории Англии. Почти неизвестная здесь дочь 14 столетия, она появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой распри между домами йоркским и ланкастарским и так пленила их своей красотой, что тот и другой поместили ее в своем гербе, причем первый избрал белую, а второй алую. А началось все со ссоры, которая произошла в парке Тамиль у куста роз, где собралось многочисленное собрание, чтобы обсудить, кого избрать на трон. Вот там и были сорваны эти две розы. Вследствие этого распря, возникшая при Генрихе У1 Ланкастере за право на английский престол с Эдуардом Йоркским стала называться войной Алой и Белой розы. Под знаменем этих двух мирных роз разгорелась страшная ожесточенная братская битва, которая длилась тридцать лет с лишком и была крайне кровопролитна, отличалась большими жестокостями как с той, как и с другой стороны. Кусты, с которых были сорваны эти две исторические розы, находились в Лондоне в парке Тамиль до последнего времени и погибли лишь несколько лет тому назад. В последствии в воспоминание об этой распре английские садоводы даже вывели особый сорт розы, получивший название «Ланкастер – йорк», отличавшийся тем, что на одном и том же кусте эта роза давала и белые, и алые цветы.        Однако, отпраздновавшая так печально свое вступление в Англию царица цветов вскоре сделалась всеобщей любимицей. Служа сначала лишь отличительным знаком актеров, которые, по предписанию королевы Елизаветы, могли являться вне театра в обыкновенном платье, но с розой на башмаках, она вскоре сделалась принадлежностью костюма всех щеголей и щеголих Англии. Они носили ее за ухом, причем чем крупнее был цветок, тем это считалось шикарнее. Вскоре с розой за ухом стала появляться и сама королева Елизавета. Люди со средними средствами заменяли живую розу искусственной.        Наконец, роза сыграла интересную роль в жизни королевы Виктории. Рассказывают, что когда приехавший в Англию свататься за королеву принц Альбер Кобургский, предстал перед Викторией, она в знак своего расположения отшпилила от корсажа розу и передала ему. Очарованный таким вниманием принц пришел в восторг и, не найдя на своем фраке петли, куда бы ему прикрепить драгоценный подарок, не задумавшись ни на минуту, сделал перочинным ножом на фраке, как раз против сердца крестообразный надрез и воткнул в него подаренную розу. Эта находчивость и цена, которую он придал ее небольшому знаку внимания, окончательно пленили Викторию.            В древнегерманских сагах идет речь о дикой розе – шиповнике. В них роза посвящается царице неба Фригге, и во многих местностях ее до сих пор называют Фригадорн. Рвать ее позволялось только в пятницу – день посвященный Фригге.        Розой пользовался так же и германский бог огня Лохо при наступлении весны. Он смеется и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами.        В сказание о Брунгильде, ветку роз ей подкладывает под голову разгневанный Вотан, бог войны, за то, что она помогла одержать победу тому, кому было предназначено погибнуть.        В это же время красная роза служит символом меча и смертельной раны, вследствие чего в германских сказаниях розовыми садами назывались часто также и поле битвы, и поле смерти, а в последствии и кладбище.        Но есть в сказаниях и рассказы о настоящих садах, таких как сад в Вормсе, который устроил своей дочери король Гибих после одной кровопролитной битвы. Двенадцати героям давался в этом саду в награду поцелуй и венок из роз. А монах Ильзам, победив в единоборстве 52 рыцарей, добивается такой же награды для своих 52 монастырских братьев.        В древнегерманских сагах розовый венок служит или предметом вызова на единоборство, или победной наградой рыцарю, передаваемой ему дамой сердца, или же, наконец, знаком, что любовь его услышана.        В Германии считалось, что белые садовые розы выросли на кусте, где дева Мария сушила пеленки новорожденного Иисуса. Вследствие этого в средние века считалось, что роза имеет устрашающее влияние на ведьм и оборотней – при прикосновении к ней они немедленно превращались в человека, а ведьмы уличались.        По другому германскому сказанию, сатана, будучи свергнут Господом с неба, задумал вновь подняться, избрав для этого шиповник. Но Господь согнул его стволы, тогда рассерженный сатана согнул и шипы. И вот с тех пор шипы роз не прямые, а загнутые вниз.        И, наконец,  сказание о тысячелетнем кусте в Хильдессеме. Однажды, охотясь в этой стране, Людовик потерял свой нательный крест, который потом его слуга нашел на розовом кусте. Но когда он хотел снять крест, куст не пускал. Тогда за крестом отправился Людовик и увидел на снегу громадное пятно, которое имело форму плана собора, в верхней части которого находился куст. Сняв крест, он приказал построить на этом месте собор и сохранить при нем чудесный куст, который в конце концов превратился в громадное дерево несколько сажен высоты. Но в марте 1945 г. фугасные снаряды разрушили соборное здание и жар огня почти уничтожил наземные части шиповника, но из корней появились новые отростки.        С средних же веков роза начинает играть так же роль таинственного знака разных тайных обществ. И члены одного из этих грозных общин обязываются целовать каждую розу, которую увидят, а общество розенкрейцеров выбрало венок из роз с шипами и с Андреевским крестом внутри своим знаком.   
полную работу со стихами о розе можно скачать 
Категория: химия и биология | Добавил: poshatovooosh
Просмотров: 5206 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 244

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 374
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 15
Тесты: 1

Поиск