Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Суббота, 22.07.2017, 01:51




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » химия и биология


Химические реакции
[ Скачать с сервера (36.5Kb) ] 30.10.2015, 15:22

Использование ИКТ в обучении химии: «Работа с интерактивной доской»

Урок по химии в 8 классе по теме: « Изменения, происходящие с веществами»

Тема урока «Химические реакции»

Цель урока: формирование учебно-познавательных химических компетенций учащихся посредством возможностей информационно-коммуникационной среды.

Задачи урока:

обучающие: - формировать умение различать физические и химические явления; - способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», « условия протекания реакции». - дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

развивающие: - способствовать развитию умения сопоставлять факты, развитию логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность; - создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

воспитательные: - воспитывать культуру умственного труда, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира; - развивать умения наблюдать и описывать процессы, происходящие в окружающем мире, используя знания по химии.

Методы, приемы работы: Метод словесной передачи информации, слухового и зрительного восприятия информации (беседа, рассказ, презентация), демонстрация опытов, самостоятельная работа.

Оснащение урока: презентация “Химические реакции”, компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь. Оборудование и реактивы. Лабораторный штатив с пробирками, химические стаканы, стеклянная палочка, термометр, вода, растворы фенолфталеина, медного купороса (сульфат меди) CuSO4, гидрооксида натрия NaOH, соляной кислоты HCL; концентрированной серной кислоты H2SO4 , карбоната натрия Na2CO3,твердый нитрата аммония NaNO3.

Литература: 1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Москва “Дрофа”, 20 12г. 2. М.Ю. Горшковенко, Химия. 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2004 3. О.С. Габриелян., А.В. Яшукова. Химия. 8-9 классы: метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008 4. М.А. Рябов,Е.Ю. Невская. Тесты по химии. К учебнику О.С. Габриеляна химия 8 класс.-М.:Экзамен,2011. 5. О.С.Габриелян, С.А. Сладков. Рабочая тетрадь 8 класс. Химия.-М.:Дрофа.2013

Этапы урока:

1. Организационный момент 1 мин.

2. Вводная часть – 5 мин.

3. Основной этап: - проверка знаний – 8 мин. - изучение нового материала- 20 мин.

4. Заключительный этап: - закрепление изученного материала урока – 8 мин. - рефлексия - домашнее задание -1 мин. Подведение итогов урока- 2 мин.

Ход урока

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Вводная часть Все что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Химия – одна из наук, помогающая познать тайны природы. Но этому надо учиться. Одно из необходимых умений – это умение наблюдать явление, отличать, определять принадлежность его к определенной группе. Задача человека. изучив этот мир , постараться использовать полученные знания во благо. Презентация. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром. Мы изучали основные классы неорганических веществ. Рассмотрели их классификацию, состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

III. Основной этап Проверка знаний. Человек, и все, что его окружает – живая и неживая природа непрерывно изменяются.. Изменения, происходящие с веществами, называются явлениями.Какие два вида явлений вы знаете? –? (Явления делятся на физические и химические). -В чём отличие химического явления от физического? (В результате химического явления изменяется состав вещества, а в результате физического явления состав вещества остается без изменения, а меняется лишь его агрегатное состояние или форма и размеры тел). Учащиеся выполняют задание. Распределите физические и химические явления на группы 1.Сгорание бензина в двигателе автомобиля. 2. Приготовление порошка из куска мела. 3.Скисание молока. 4.Ковка меча. 5.Гашение чайной соды уксусом. 6.Вытягивание алюминиевой проволоки. 7.Таяние снега. 8.Образование ржавчины. 9Горение дров. 10.Растворение сахара в чае. 11.Гниение растительных остатков. 12.Горение угля. 13.Образование инея на деревьях. 14.Замерзание воды. 15.Протухание яйца. Физические явления:2,4,6,7,10,13,14 Химические явления:1,3,5,8,9,11,12,15 Какие явления используется при очистке и получении чистых химических веществ? Какими способами можно получить чистые вещества? Перегонка или дистилляция Фильтрование Кристаллизация или выпаривание Отстаивание Центрифугирование Возгонка Растворение в воде Задание 2. В сахар попали мелкие кусочки стекла. Как очистить сахар от опасных примесей? Выберите порядок действий. 1. Растворение в воде 2. Возгонка 3. Отстаивание 4. Выпаривание 5. Фильтрование 6. Дистилляция Ответ: 1,5,4. С какими способами разделения смесей мы часто встречаемся в повседневной жизни? Например, фильтрование – это основа работы бытовой техники (пылесосов). Его используют хирурги (марлевые повязки на операциях), домохозяйки процеживают молоко, работниками очистных сооружений очищают питьевую воду и т.д. Изучение нового материала. Но не только физические явления стоят на службе человека, происходит вокруг масса и других явлений .Большая группа явлений это химические явления. А что нужно знать, чтобы точно определить, что прошла химическая реакция? Главным итогом химической реакции является образование новых веществ, а у новых веществ, конечно же, будут и новые свойств или свойства. Задание 1Рабочая тетрадь стр. 126. Впишите пропущенные слова в задании. Образование новых веществ сопровождается появлением новых признаков или свойств, характеризующих эти вещества, что можно зафиксировать с помощью органов чувств, т. е. заметить признаки химических реакций. Мы определили одну из задач урока- это признаки химических реакций . Сегодня нам предстоит: Выявить признаки химических реакций; А также Определить- сущность химических реакций; Отметить – условия протекания реакций; Познакомиться- с видами химических реакций. Задание 2 Рабочая тетрадь. Из предложенных слов составить определение химического явления. Химические явления ,или химические реакции -это явления при которых из одних веществ образуются другие вещества. Химические реакции часто сопровождаются внешними признаками. Для того чтобы познакомить вас с химическими реакциями, я проведу ряд демонстрационных опытов. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Обратите внимание на то, какие условия необходимы для протекания этих химических реакций. Задание 3. Рабочая тетрадь. Заполните таблицу «Признаки химических реакций». В ходе демонстрации опытов, учащиеся заполняют таблицу. Опыт Признак химической реакции Объяснение Взаимодействие щелочи с фенолфталеином Изменение окраски Качественная реакция .Взаимодействие с индикатором Обесцвечивание подкрашенного раствора щелочи кислотой Изменение окраски Химическая реакция. Взаимодействие веществ Взаимодействие растворов соды и кислоты Выделение газа Химическая реакция Взаимодействие растворов щелочи и медного купороса Образование осадка Химическая реакция Растворение полученного осадка кислотой Осадка Химическая реакция И так, признаки химических реакций: 1. Изменение окраски 2. Выделение газа 3. Образование осадка 4. Растворение осадка А какие еще признаки химических реакций возможны? Для этого проведем эксперимент: в 2 стакана нальем воды, температуру которой измерим. Затем в один стакан нальем концентрированной серной кислоты, а в другом растворим кристаллический нитрат аммония. Температуру полученных растворов снова измерим. Она оказалась различной. Возникает вопрос: «К каким явлениям можно отнести увиденные явления и почему»? Различают физико- химические явления, четких границ между которыми не существует. Какие призраки увиденных реакций?(Это выделение или поглощение теплоты. . Рассмотрим классификацию реакций по тепловому эффекту. Задание 4. Рабочая тетрадь. Классификация реакций по признаку выделения или поглощения теплоты. Химические реакции. Экзотермические - теплота выделяется. Эндотермические - теплота поглощается. Если в экзотермическом процессе появляется свет, то такую реакцию называют реакцией горения. Внимательно прочитайте стихотворение и посмотрите видеофрагмент «Разложение бихромата аммония». Явил ряд признаков подряд Нам, разлагаясь, бихромат: Цвет, звук, огонь и даже газ Заметить каждый мог из нас. Чтоб превращенье началось, поджечь кристаллы нам пришлось, Тепло наружу - это экзо, Горенье- свет, тепло вовнутрь – это эндо- Обратный тепловой эффект. О каких признаках описанной реакции говорится в стихотворении? Учащиеся перечисляют признаки химической реакции: Изменение цвета, появление звука, выделение газа, света, тепла. И наконец, давайте выясним вопрос- какие условия необходимы для того чтобы прошла химическая реакция? Условия течения химических реакций: 1. Соприкосновение (измельчение, перемешивание) реагирующих веществ; 2.Нагревание для некоторых экзотермических реакций; 3.Действие электрического тока, света. IV. Заключительный этап Обобщение. Я надеюсь, что вы поняли, как важно изучать вещества и происходящие с ними явления, как необходимо, уметь наблюдать явления, делать выводы для познания окружающей природы и сохранения её. Закрепление изученного материала Проверь свои знания Задание 1. Из списка условий протекания и признаков химических реакций выберите 1 признаки реакции 2 условия протекания 1 Появление запаха 2 Нагревание 3 Выделение газообразных веществ 4 Контакт веществ 5 Изменение цвета 6 Действие электрическим током 7 Выпадение или растворение осадка 8 Выделение или поглощение тепла или света 9 Облучение светом 1 Признаки реакции:1, 3, 5, 7, 8. 2 Условия протекания: 2, 4, 6,9. Задание 2. Установите соответствие между признаком и химической реакцией Признак химической реакции А) выделение газа Б) выпадение осадка В) изменение цвета Химическая реакция 1) сжигание серы 2) качественная реакция на известковую воду 3) взаимодействие лакмуса с кислотой Задание 3.Тестирование учащихся. Выбери правильный ответ 1А Химическое явление 1. вытягивание проволоки 2. возгонка йода 3. растворение соли в воде 4. горение спирта 2А К химическим реакциям относится явление 1. испарение воды 2. притягивание железа к магниту 3. растворение сахара в воде 4. взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой 3А Экзотермическая реакция- это реакция, протекающая 1. с выделением газа 2. с образованием осадка 3. с выделением теплоты 4. с поглощением теплоты 4А Приставка «эндо» означает 1. наружу 2. внутрь 5. направо 6. налево 5А К химическим реакциям относится явление 1. пропускание углекислого газа через известковую воду 2. центрифугирование смеси 3. дистилляция воды 4. вытягивание проволоки 6А Химическое явление 1. плавление льда 2. испарение воды 3. разложение сернистой кислоты 4. растворение сахара в воде Рефлексия. 1. Сегодня я узнал … 2. Было трудно? 3. Было интересно? 4. Мне захотелось… Домашнее задание. • §26 • Рабочая тетрадь .Химические реакции .Часть2 :номер 1,4,5. Подведение итогов урока.

Категория: химия и биология | Добавил: tatiana
Просмотров: 332 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Какими качествами в первую очередь должен обладать современный учитель? (укажите не более пяти)
Всего ответов: 183

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 378
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 14
Тесты: 1
Сегодня день рождения у пользователей:
Олька(21), ^Олька^(21)

Поиск