Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Вторник, 26.09.2017, 17:45




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » химия и биология


Экологическая индикация почв
[ Скачать с сервера (71.0Kb) ] 09.12.2010, 00:37
Оглавление

Введение

& 1. Теоретические основы экологической индикации и методы определения кислотности почв.

& 2. Практическая часть работы.

        Определение кислотности почв.

Выводы

Литература

 

Введение

         Обследование почв производят для оценки их плодородия. В результате этого получают данные о физических и химических свойствах почв, составляют агрохимические картограммы содержания элементов питания растений. Ими пользуются при разработке плана применения удобрений и известкования почв.

         Актуальность исследования заключается в выявлении мер воздействия  на химические процессы, протекающие в почве и растении, которые могут повышать урожай.

Цель: Повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

          творческую инициативу учащихся, используя  

          исследовательскую деятельность на практике.

          Воспитывать уважение к природе и ответственности за свои

          поступки по отношению к ней.

 

Задачи:

1.     Проанализировать проблему экологической индикации почв в литературе.

2.     Всесторонне исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории.

3.     Предложить свои способы по улучшению состояния почвы.

& 1

         Экологическая индексация основана на связи  организма и среды его обитания. Ее задача – определить свойства  и изменения среды по признакам живых организмов, прежде всего отдельных растений.

         По живым организмам, по их внешнему виду, ритму жизни, присутствию или отсутствию можно судить о среде, в которой они живут, иначе говоря, использовать в качестве указателей, индикаторов (от лат. Indice– указывать) этой среды, ее общей характеристики и отдельных свойств.

         В настоящее время индикационные данные учитываются при составлении почвенных, гидрологических карт. Давний способ  поисков подземных вод основан на учете растений-индикаторов. Рудные месторождения в значительной степени обнаруживаются благодаря индикаторным признакам растений. Это так называемый биохимический метод. Широко используются растительные данные для уточнения климатических особенностей,  для установления сроков сезонов года. Так, начало весны определяется движением сока в стволах клена, затем в стволах березы, следующая фаза весны знаменуется образованием пыльцы на сережках орешника, поздняя весна – цветением черемухи, начало лета – распусканием бутонов шиповника и т.д.

         Очень важны индикационные признаки нарушений окружающей среды. Важное значение имеют индикаторные признаки отдельных растений и их групп. Прежде всего, здесь проявляется флористический состав различных участков. Броскими являются индикаторные морфологические признаки: жизненные формы, экотипы, тераты (болезненные изменения, например, окраски цветков), механические повреждения. Другие морфологические индикаторные признаки могут сопровождаться физиологическими и биохимическими изменениями водного баланса, накоплением химических элементов в тканях.

         Имеется большое количество различных разделов индикации. Очень важен раздел, касающийся индикации изменений и  нарушений окружающей среды.

Педоиндикация, или индикация почв.

         Для выявления признаков различных типов почв в качестве индикаторов используют растительные сообщества и их группы. К ним можно отнести фитоценотические ряды типов еловых и сосновых лесов В.Н. Сукачева.

         Механический состав почв не только лесных, но и других местообитаний индицируют специальные группы растений. Различают растения песков – псаммофиты, глинистых почв – пелитофиты,  суглинистых или супесчаных – алевритофиты, щебнистых – хасмофиты, каменистых – литофиты. Скажем, крупный злак колосняк (паммофит) – пионер при закреплении песков; наша ель обыкновенная (пелитофит) характерна для глинистых местообитаний, так же как и маленькое растение печеночница; папоротник орляк (алевритофит) растет на суглинистой почве.

         Обогащенные или обедненные каким-либо элементом почвы можно определить группой растений. Например, растения – кальцефиты: венерин башмачок, степная астра, костер береговой, некоторые зонтичные – показывают обогащение почв кальцием: авереск, белоус, люпин индицирует места, богатые азотом; к растениям нитрофилам относятся крапива двудомная, малина, недотрога, репешок. Особые группы растений служат показателями кислотности почв.

 Таблица № 1

Растения – индикаторы кислотности почв

(по Раменскому, 1956)

Группа

Биоиндикаторы

РН почвы

1.Ацидофилы: крайние ацидофилы

 

  Умеренные ацидофилы

 

Слабые адидофилы

 

Ацидофильно нейтральные

Сфагнум, плаун булавовидный, плаун годичный, плаун сплюснутый, ожика волосистая, пушица влагалищная, подбел многолистный, кошачьи лапки, белоус, щучка дернистая

Черника, брусника, багульник, калужница болотная, сушеница, толокнянка, фиалка собачья, сердечник луговой, вейник наземный

Папоротник мужской, ветриница лютичная, медуница, зеленчук, горец змеиный, иван-да-марья, кисличка заячья, колокольчик крапиволистный, осока волосистая, осока ранняя, смородина черная, малина

Зеленые мхи: иглоуколиум, преврозим; ива козья

3,0 – 4,5

 

 

4,5 – 6,0

 

5,0 – 6,7

 

 4,5 – 7,0

2.Нейтрофильный: околонейтра-льные

 

Нейтрально-базофильные

Сныть европейская, лисохвост луговой, клевер горный, клевер луговой, мыльнянка лекарственная, мятлик луговой, борщевик сибирский, цикорий

Мать-и-мачеха, люцерна серповидная, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиная лапка.

6,0 – 7,3

 


 6,7 – 7,8

3.Базофиль-ные

Бузина бородавчатая, вяз шершавый, бересклет бородавчатый

7,8 – 9,0

         Растения кислых почв – ацидофиты: щавель, щавелек, хвощи, злак полевица собачья; растения нейтральных почв – нейтрофиты: злаки: трясунка, лисохвост луговой, овсяница луговая; растения щелочных субстратов – базифилы: мать-и-мачеха, очиток едкий.

Кислотность почвы и методы ее определения

         Кислотность почвы – это один из важнейших показателей характеризующих ее плодородие. Кислотность почвенного раствора обусловливается наличием в нем положительно заряженных ионов (Н+), а щелочность – отрицательно заряженных гидроксид-ионов (ОН-). В чистой воде содержится одинаковое число гидроксид-ионов и водородных ионов. С увеличением концентрации водородных ионов раствор становится кислым, при повышении концентрации гидроксид ионов - щелочным.

         Концентрация водородных почв в почвенном  растворе незначительная. При сильнокислой реакции почвы она равна 0,0001Н (РН 4,0). Для характеристики кислотности пользуются водородным показателем или РН. Цифра при знаке РН показывает степень кислотности.

Таблица № 2

Зависимость кислотности почв  от величин РН

Значение РН

Степень кислотности почв

Ниже 4,5

4,5 – 5,0

5,1 – 5,5

5,5 – 6,0

Более 6,0-7,0

7,0 – 8,0

Сильнокислотные

Среднекислотные

Слабокислотные

Близкие к нейтральным

Нейтральные

Щелочные

         Растения по-разному относятся к реакции среды. Большинство культурных растений лучше развиваются при слабокислой или нейтральной реакции (РН6,7), щелочная или кислая реакция действует отрицательно на их развитие.

Таблица № 3

Отношение различных растений к реакции почвы

 

Интервал РН, благоприятный для роста

Сахарная свекла

Огурцы

Лук

Ячмень

Кукуруза

Соя

Горох

Бобы

Фасоль

Салат

Клевер

Подсолнечник

Просо

Рожь

Овес

Редис

Морковь

Помидоры

Картофель

7,0 – 7,5

6,4 – 7,5

6,4 – 7,5

6,0 – 7,5

6,0 – 7,5

6,5 – 7,5

6,0 – 7,0

6,0 – 7,0

6,4 – 7,1

6,0 – 7,0

6,0 – 7,0

6,0 – 6,8

5,5 – 7,5

5,0 – 7,7

5,0 – 7,5

5,0 – 7,3

5,6 – 7,0

5,0 – 8,0

4,5 – 6,3

         В таблице показывают интервалы значений РН, при которых растения нормально развиваются.

         Из таблицы видно, что сахарная свекла хорошо растет только на нейтральных и слабощелочных почвах (РН7-8); ячмень, кукуруза, клевер чувствительны к повышенной кислотности, они лучше развиваются при РН 6-7; наоборот, люпин хорошо растет на почвах с кислой реакцией.

         Для большинства сельскохозяйственных культур высокая кислотность неблагоприятно влияет на развитие растений – ухудшается использование растениями питательных веществ из почвы и удобрений.

Определение РН почв с помощью индикаторной бумаги.

         В агротехнической практике с помощью индикаторной бумаги легко и просто определяется РН в почвах и других материалах.

         Ход анализа. Приготовьте вытяжку из почвы. Для этого в фарфоровую чашку  возьмите пробу почвы 2-3 см. куб. и к ней прилейте 5-8 мл 1н. раствора хлорида калия. Затем содержимое чашки тщательно перемешайте стеклянной палочкой и оставьте на 1-2 мин. После этого из коробки выньте одну индикаторную бумажку, возьмите ее руками за концы и быстро опустите в содержимое чашки. Через 1-2 сек. бумажку выньте и посмотрите, какую окраску приобретет на бумажке средняя меняющая цвет полоска и с какой из (выше или ниже ее лежащих) полосок она совпадает по цвету. Так устанавливают, какому значению РН соответствует изменившая цвет средняя полоска.

& 2

         Практическая работа. Определение кислотности почв.

Цель работы: определить кислотность почвы разными методами; сравнить результаты и найти достоинства каждого метода.

         Ход работы:

1.     Взять пробы почвы исходя из того, какие растения присутствуют на том или ином участке.

2.     Зафиксировать место и время сбора.

3.     Определить кислотность почв с помощью индикаторной бумаги: к 2 – 3 см. куб. почвы добавить 10 мл раствора хлорида калия, перемешать, дать взвеси отстояться и опустить индикаторную бумагу.

         Отчетное задание.

1.     Сравнить результаты химического анализа с биоиндикаторным определением кислотности.

2.     Если обнаружилось несовпадение результатов, попытаться выяснить причину.

3.     Определить преимущества каждого метода.

4.     Есть ли способ борьбы с закислением почв, где и когда надо учитывать это явление в хозяйственной деятельности.

Практические исследования

1.     Взяли пробы почвы на участке, где растут растения: фиалка, хвощ, толокнянка, реже щавель. Используя таблицу № 1: растения индикаторы кислотности почв (по Раменскому) установили, что РН почвы на данном участке 4,5 – 6,0.

2.     Определили кислотность почв с помощью индикаторной бумаги (методика определения описана). РН оказалась равной 6.

3.     Сравнили результаты химического анализа с биоиндикаторным определением кислотности и обнаружили, что она совпадает.

4.     Преимущество биоиндикации состоит в том, что:

1)    отражает и фиксирует скорость происходящих изменений;

2)    позволяет судить о степени вредности различных веществ для живой природы и человека;

3)    используя растения-индикаторы, можно определить кислотность почв.

5.     С закислением почв можно вести борьбу, для этого нужно известковать почву, уменьшая ее кислотность.

Кислотность почв необходимо учитывать  для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур, которые растут на почве с определенной кислотностью (таблица № 3).

             Выводы:

1.     Экологическая индикация почв – часть биомониторинга – регулярного исследования степени загрязненности окружающей среды посредством наблюдения за биообъектами.

           Почва и взаимосвязанные с ней факторы среды представляют 

     собой сложную систему, изучение которой является важной

     частью экологического исследования.

2.     В ходе учебно-исследовательской деятельности появляется ответственность за состояние окружающей среды, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии, способствующих решению экологических задач.

         Список литературы.

1.     Сударкина А.А., Евсеева И.И., Орлова А.Н. «Химия в сельском хозяйстве» – М.: Просвещение, 1976г.

2.     Виноградов Б.В. «Растительные индикаторы и их использование при изучении природных ресурсов» – М.: Высшая школа, 1964г.

3.     Дядюн Д.В. Экологический практикум Биология в школе – 2000г. № 7 стр. 12-14.

Категория: химия и биология | Добавил: poshatovooosh
Просмотров: 4379 | Загрузок: 709 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Ваше отношение к нашей Пошатовской школе
Всего ответов: 90

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 374
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 15
Тесты: 1

Поиск