Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Пятница, 24.11.2017, 16:19




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » химия и биология


Национальный проект "Образование"
[ Скачать с сервера (74.5Kb) ] 30.03.2010, 21:51
Общие сведения   Ф.И.О. автора опыта     Учреждение, в котором работает автор опыта, ад-рес с индексом Должность с ука-занием препода-ваемого предмета или выполняе-мого функцио-нала   Стаж работы в должности     Мишаленкова Татьяна Петровна МОУ Пошатовская средняя общеоб-разовательная школа; 607213 Нижегородская обл., Арзамаский р-он, п.Пошатово, ул.Нагорная.   Учитель биологии   34 года    
 II.      Сущностные характеристики опыта   1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся в курсе биологии 2. Источник изменений (противоречия, новые сред-ства обучения, новые усло-вия образовательной дея-тельности и др. )  Источник изменений - противоречия между  необходимостью развития основных компетенций, необходимых выпускнику в современных условиях жизни: ценностно-смысловых, учебно – познавательных, информационных, коммуникативных, личностного  совершенствования  и недостаточной неразработанностью  механизмов познания и условий реализации исследовательского подхода в преподавании школьного курса биологии. Актуальность изменений продиктована потребностью современного общества в формировании думающей личности, способной самостоятельно добывать знания, инициативной, обладающей достаточной биологической культурой и аналитическим мышлением. Эффективность усвоения учебного материала при формировании поискового стиля мышления, привития интереса к интеллектуальной деятельности и познанию с использованием исследовательского подхода. Становление формирования данного инновационного педагогического опыта осуществляется в МОУ Пошатовская  СОШ более 6 лет. 3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в исполь-зовании образовательных, коммуникационно-инфор-мационных или других тех-нологий, в изменении со-держания образования, ор-ганизации учебного или воспитательного процесса и  др.) Сущность опыта заключается в создании личностно-ориентированной образовательной среды на основе исследовательской деятельности учащихся, которые выступают не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Основным считается не получение знаний определенных фактов, формирование умений и навыков применять эти знания на практике, а создание у учащихся представлений о закономерностях и законах развития, формирования причинно-следственных связей, представлений о возможности поливерсионного решения для множества задач. Методическим средством реализации ИПО  является использование методов исследования таких как эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование и теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Данные методы обеспечивают получение объективных  знаний об окружающем мире.     4.  Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Концепция изменений предполагает построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Систематическое применение исследовательского подхода в обучении учащихся через поисково-творческую деятельность на уроках и внеклассной работе. Быстрый рост знаний и еще не открытых явлений, быстрая смена технологий требуют ориентировать образование на еще не достигнутый сегодня уровень науки и техники. Перед школьником в данной ситуации стоит очень сложная задача – оказаться готовым к восприятию поступающей информации, ее осмыслению, научиться самому выделять «узкие места» и выстраивать возможную стратегию их преодоления. Трудоемкость заключается в том, что все это требует выработки новых подходов к образованию, новых технологий, коренного изменения характера образования. Ограничения заключаются в том, что данная  методика может быть эффективна только в условиях наличия в ОУ профессионально-педагогического сообщества инноваторов, объединенных идеей исследовательского обучения. 5. Условия реализации из-менений (включая личност-но-профессиональные ка-чества педагога и достиг-нутый им уровень профес-сионализма) Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, состоящей из нескольких основных этапов. Первый этап. Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Ведущую роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования. Второй этап. Утверждение темы исследовательской работы. Учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Возникает атмосфера сотрудничества. Ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях МО способствует росту профессиональной компетентности педагога, стимулируя развитие их собственной исследовательской деятельности. Третий этап. Непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя. Решаются возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования). Четвертый этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется её независимая экспертиза. Повышается уровень требовательности и ответственности учащихся . Пятый этап. Выступления со своими сообщениями в классах, на конференциях, чтениях. Автор проектов получают практику общения с большой аудиторией, имеет возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Главное здесь заключается в четкой организации самого процесса, умелой координации на протяжении всех этапов, а также в наличии коллектива учителя и учеников, увлеченных общей идеей сотворчества. Мишаленкова.Т.П. – опытный учитель, строит отношения с учащимися на субъект – субъектной основе, создает высокую мотивацию обучения; является руководителем школьного методического объединения учителей естественно-матиматических дисциплин     6. Результат изменений Внешняя результативность изменений  касается, прежде всего, повышения мотивации учащихся к изучению предмета стабильно высокие показатели успеваемости – 100%, высокое качество знаний учащихся – 60-70%. Школьники принимают участие в районных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах ученических проектов. В 2006 году её ученица участвовала IV Всероссийском слете ученических производственных бригад в номинации «Садовод» в г.Белгород, где заняла 3-е место и получила диплом участника. В 2007 году её ученики принимали участие  IX Международном научно-промышленном форуме «Великие реки» в г.Н.Новгороде, где одна ученица получила диплом лауреата «Детской – юношеской экологической ассамблеи». В 2008 году ученица 11 класса принимала участие XXIII Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Национальное достояние России» в г.Москве и получила диплом первой степени, и была награждена серебряным крестом за работу по теме: Изучение экологического состояния смешанных лесов Пошатовского лесничества с помощью рыжих лесных муравьев», а также её ученица принимала участие в XV Всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского в г. Москве и за свою исследовательскую работу получила диплом участника и грамоту за лучшую работу среди сельских школ. Процент учащихся, выбравших профессиональное обучение в ВУЗах естественно-математического профиля 33%. Внутренняя результативность: на основании анализа деятельности учащихся наблюдаются следующие изменения: от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества; наблюдается позитивная динамика развития коммуникативных умений учащихся, сформированность навыков рефлексии, креативности. 7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте     III. Описание инновационного опыта учителя   На современном этапе работы школы, когда одной из главных задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей. Важно, чтобы пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Таким образом, школьники могут оказаться вовлеченными в решения реальных сложных задач социума, своей школы, поселка, быть умелыми и оснащенными в подходах к решению подобных задач. Цель исследовательской деятельности можно сформулировать следующим образом: 1)      Выявление и поддержка учеников, склонных к занятиям исследовательской деятельностью; 2)      Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; 3)      Поддержка учебно-исследовательской работы в школе.            Исходя из поставленных целей, ИПО предлагает решения следующих задач: 1)      Формирование у учащихся представлений о целостной картине мира; 2)      Пропаганда научных знаний об окружающем мире; 3)      Знакомство с современными методами учебно-исследовательской работы; 4)      Участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.         Методическую основу опыта составляет диалектика как общий метод научного познания, заключающийся целостным всесторонним рассмотрением процессов и явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности, основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выгодского, теория деятельности А.Н Леонтьева.         Теоритическую основу опыта составили утверждения ряда исследователей: М.В. Кларина, А.И. Савенкова об особом направлении в педагогике, исследовательском обучении, основанном на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир.           Одним из инструментов, позволяющим решить поставленные задачи является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся.            Подобный подход оказывается успешным независимо от того, на каком этапе образовательного процесса он осуществляется.  -При организации исследовательской работы в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися.  -При анализе имеющейся литературы (учебники, дополнительные источники информации), при самостоятельном наблюдении или экспериментальной (лабораторной) работе у ребенка формируется понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений, видение межпредметных связей становится более отчетливым.  - При выполнении индивидуальных исследовательских работ в рамках элективных курсов или системы дополнительного образования у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора темы и направления исследования.                  Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках(исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности(экологические проекты), а также информационно-коммуникационных технологий(использование ресурсов сети интернет для характеристики биологических объектов; подготовка компьютерных презентаций учащихся как сопровождение  их выступлений на уроках и защиты исследовательской работы).                  ИПО показал, что в любом случае при исследовательском подходе значительно изменяется роль учителя, который из «источника» информации превращается в « проводника» по информационному пространству.                   Для определения результативности ИПО предлагается использовать практическое значение учебно-исследовательской деятельности учащихся.                    Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности;                      во-вторых, они могут представить свои работы для участия в районных, областных и всероссийских конференциях;                       в-третьих, работая в контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомится с ВУЗами города, выбрать свой профессиональный путь   IV. Экспертное заключение   Предполагаемый масштаб и формы распространения  изменений Используемые формы распространения ИПО: консультации, открытые уроки и внеклассные ме-роприятия,  участие в конференциях по данной проблеме, творческих конкурсах, форумах и чтениях,  составление презентаций, выступления на РМО учителей биологии. Данный ИПО имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно- воспитательного процесса, для методики преподавания биологии, организации воспитательной работы. Предлагаемые способы проведения исследовательской деятельности учащихся  конкретизируют направления формирования их исследовательских умений и навыков. Положительная результативность опыта позволяет говорить  о возможности его использования в практике образовательных учреждений всех типов. Данный опыт универсален, его можно внедрять в практику работы учителей биологии независимо от используемой программы обучения.   Фамилия. Имя, отчество эксперта, его кон-тактные телефоны, адрес электронной поч-ты, почтовый адрес   Сухова Татьяна Николаевна – заместитель директора по учебно – воспитательной  работе   МОУ Пошатовская СОШ                  607213 Арзамасский район, п. Пошатово, ул. Нагорная, д.1 кв.4 – 8(83147) 58 – 7 - 35  Поисковая система Тема: «Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в курсе биологии»   Составляющие образования: обучение Характеристики инновационного опыта: технологии, организационные формы. Инновационное представление опыта: исследовательское обучение, формы обучения, исследовательские работы учащихся.  
Категория: химия и биология | Добавил: poshatovooosh
Просмотров: 807 | Загрузок: 117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Ваше отношение к нашей Пошатовской школе
Всего ответов: 90

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 81
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 1
Школьные новости: 2
Творческие работы: 126
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 70
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 14
Тесты: 1

Поиск