Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Среда, 20.09.2017, 23:02




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » математика


Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в рамках системно-деятельностного подхода
[ Скачать с сервера (34.2Kb) ] 30.04.2012, 22:06
Сформированность образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включить их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.   Все это ставит перед учителем задачу хорошо владеть своим предметом, уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках не только смежных дисциплин, строить учебные планы, соблюдать баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами образования.   Решение задач развития личности предполагает использование новых образовательных технологий, концептуальными основаниями которых являются личностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.      Важнейшей характеристикой обучаемого субъекта является соотношение деятельности и развития.    «Субъект, - как отмечал С.Л.Рубинштейн, - в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется  тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его».     Активность, как ведущую характеристику субъекта, отмечал Ж.Пиаже. «Он…. субъект» не дан «себе со всеми своими внутренними структурами; он, организуя для себя объект,… делает его реальностью для себя самого».  Системно-деятельностный подход с позиции педагога означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельности ученика ( решение познавательных, исследовательских, проектных и т.д. задач), в общем контексте его жизнедеятельности. Для этого учителю необходимо определить номенклатуру ( содержание) учебных задач и действий, их иерархию, форму предъявления, способы организации и управления; разработать соответствующую ориентировочную основу действий, алгоритмы выполнения этих действий.  Специальной целью при этом становится выработка учебной потребности у учащихся в усвоении обобщенных способов деятельности, а также готовность учителя перейти от объект- объектных отношений на субъект- субъектные, партнерские, взаимообогащающие отношения.   Новейшие педагогические технологии, которые возникли сравнительно недавно (в 20в.), призваны решить эту цель.   Одной из важных педагогических технологий являются здоровьесберегающие технологии.    Здоровье человека – тема для разговора, достаточно, актуальная для всех времен и народов, а в 21веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20-30лет назад. Это подтверждают следующие статистические данные: 1)    физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 2)    25-35% детей, пришедших в первый класс, имеют физические недостатки; 3)    90-92% выпускников средних школ находятся «в среднем состоянии», то есть еще не знают, что больны; 4)    Только 8-10% выпускников школ можно считать, действительно, здоровыми.   При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.   Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6-до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.  Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей? Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма. Второй фактор, губительный для здоровья, – это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа. Третий фактор. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать. Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира. Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным, виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие – раннее формирование шизоидно-психической конституции. На Западе это началось в 50-х годах, а сейчас дошло и до нас. Сегодня симптомы скрытой Шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в четвертом классе. В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца). Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если: ·       в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; ·       в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; ·       в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; ·       в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; ·       в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: ·       строгая дозировка учебной нагрузки; ·       построение урока с учетом работоспособности учащихся, так как эффективность усвоения знаний в течение урока такова:                       5-25мин. – 80%                       25-35мин. – 60-40%                       35-40мин. – 10%; ·       соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); ·       благоприятный эмоциональный настрой; ·       проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами. Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево. Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение "Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются. Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – "Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра "Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: 1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами "нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра "Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется. Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки ("Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика. Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. (Дети садятся за парты.) Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела”, "гигиена тела”, "правильное питание”, "здоровый образ жизни”, "безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений можно рассмотреть такую: "В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?” Ответ: 7, 12,5,5, 5. При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи: 1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах. Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг. Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки. 2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах. Ответ: 8 мг, 5 мг. Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови. Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачи:                   1.В табачном дыме одной сигареты содержатся ядовитые вещества, разрушающие организм: синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полоний.                   Сколько каждого ядовитого вещества в одной сигарете, если никотина 2%, синильная кислота содержит ½ никотина, табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина, окись углерода составляет 0,6 табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от окиси углерода?                 2.Средний вес новорожденного ребенка 3кг.300гр., если курит отец,  то вес меньше на 125г., если мать – на 300г.            Сколько % теряет ребенок, если курит папа или курит мама?              3.Секретарь курит и в тексте в 800знаков у нее 4% ошибок.        Сколько она сделает ошибок на этой странице?       А если знаков в 1,5больше? (Будут ли ее держать на работе?)   Итак, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.                                                                        
Категория: математика | Добавил: tatiana
Просмотров: 1514 | Загрузок: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Какими браузерами пользуетесь чаще?
Всего ответов: 189

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика

katlaz
Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 380
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 15
Тесты: 1

Поиск