Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Пятница, 22.09.2017, 09:20




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » русский язык и литература


Тайна текста
[ Скачать с сервера (39.5Kb) ] 30.09.2011, 21:08
Однажды читатель берёт в руки книгу …  Возникает воспоминание пережитого счастья или горя, и, пораженный, он восклицает:             - Как  этот человек мог выразить мои переживания?!    Однажды человек начинает постигать себя через книгу – пишет её или читает – он проходит с нею вместе сложнейший процесс самопознания и самовыражения.     Сопереживание, ощущение своей слитности с автором, понявшим читателя и показавшим ему похожие  лицо и душу, - это одна сторона постижения поэтической книги.       Другое не менее значительное чувство: после осознания себя – жажда ответа, порыв к действию. Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и  поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли …       Однажды человек, уверенный в том, что все знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе  на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций:                - Белеет парус одинокий                   В тумане моря голубом…        Ёщё вчера эти строки и не вспоминались даже. Сегодня они возникли в памяти, и одновременно явился перед мысленным взором безграничный морской пейзаж …       И наполняется читатель силой от прочитанного, желанием взлететь в неведомое, стремлением оттолкнуться от обыденности – мир представляется ему легко преодолимой преградой на пути к солнцу.        Однажды тот, кто с детства привык к кино и телевизору, вечно спешащий по делам, захочет остановиться, оглянуться, почувствовать себя … Человеку захочется, как свежего воздуха, полета, вдохновения.        Однажды … человек захочет постичь искусство слова … Это счастливый человек.         1.     Данный отрывок можно назвать текстом, так как в нем предложения связаны по смыслу, грамматически и расположены в определенной последовательности. Он отражает конкретный фрагмент окружающей действительности, посвящен определенной теме. 2.     Я думаю, что этот текст о постижении себя через книгу. 3.     Я назвала этот текст так:  «Духовная сила книги». Читая книгу, человек анализирует свои личные поступки, свою жизнь, сопоставляя с поступками и жизнью героя книги, приходит к определенным выводам. Человек, читая книгу, становится духовно чище, он  занимается самовоспитанием. Телевидение или компьютер такой силы над человеком не имеет. 4.     Этот текст можно разделить на четыре части:      1.Постижение себя через  книгу. 2.Жажда ответа. 3.Внезапное чувство. 4.Постижение иного.      5. Ключевыми  словами текста являются: постигать, книга, самопознание, самовыражение, ощущать, эмоции, желание, стремление, полёт вдохновения, искусство.   Эти слова связаны между собой по смыслу, определяют тему и идею текста.      6.Основная мысль текста – постижение искусства слова, умение читать, осмысленно, понимать то, что хотел передать нам автор произведения, научиться переживать за героя вместе с автором и, если мы научимся этому, то мы постигнем тайну и волшебную силу мира книг.      7. Автором текста может быть человек, который хорошо знает влияние книг на отдельную личность, волнуется за будущее поколений. Текст предназначен людям всех возрастов. Мотивом для создания его послужило то, что  книги не модны, их влияние на человека уходит безвозвратно. А кто страдает? Опять же человек. Он становится черствым, не понимающим искусство и вообще безнравственным. Предполагаю, что автором является Дмитрий Сергеевич Лихачев.        8. Автор написал эту статью  для того, чтобы призвать людей к тому, чтобы они отошли от телевизора, компьютера и стали бы заниматься «живым» общением с книгой.      9. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как автор хочет передать нам общественно значимую информацию и одновременно воздействовать на читателя, хочет убедить нас в высокой значимости книг, побудить к определённым поступкам, действиям. Для этого стиля речи характерны образность, эмоциональность, оценочность, призывность.  В тексте используется   общенаучная терминология («сопереживание», «искусство», «постигать», «вдохновение»). Это сближает его с научным стилем.     10. Я думаю,  что это рассуждение с элементами описания, т. к. в тексте выдвигается важная общественная проблема  – нужно учиться читать,  анализируются и оцениваются возможные пути её решения,  делаются обобщения и выводы («…человек захочет постичь искусство слова.…Это счастливый человек»). Автор текста использует эпитеты («безграничный морской пейзаж», «счастливый человек»), причастные и деепричастные обороты («Однажды человек, уверенный в том, что всё знает и во всем разбирается, сдавший экзамен по литературе на «отлично», внезапно, словно прозрев, начинает ощущать, почти осязать слова, прежде не вызывавшие в нем сильных эмоций и ассоциаций … «), однородные члены («Человеку открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя в себе с помощью чужого слова, чужого чувства, чужой мысли … »), сложные синтаксические конструкции («Другое не менее значительное чувство: после осознания себя -  жажда ответа, порывы к действию.»), метафоры («человек начинает постигать себя через книгу», «…проходит с нею…», «…человеку открываются глаза на мир…»), сравнения («…человеку захочется, как свежего воздуха, полёта вдохновения»).     11. Между предложениями последовательная связь, т. к. из одного предложения по смыслу вытекает другое.     12. Предложения и его части связаны несколькими языковыми средствами. Например, в одном предложении подлежащее выражено существительным, а в другом – местоимением, заменяющее это существительное, чтобы не было повторов. 
Категория: русский язык и литература | Добавил: tatiana
Просмотров: 1940 | Загрузок: 328 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Какими качествами в первую очередь должен обладать современный учитель? (укажите не более пяти)
Всего ответов: 183

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 382
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 15
Тесты: 1
Сегодня день рождения у пользователей:
Рикардо(20)

Поиск