Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Вторник, 26.09.2017, 23:03




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » школьная документация » программы


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
[ Скачать с сервера (638.5Kb) ] 20.09.2012, 22:29
Полные материал в скачиваемом файле

Пояснительная записка 
 Русский язык 1 класс УМК «Школа России» 
 1. Роль и место дисциплины В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. 
 2. Адресат Программа адресована обучающимся первых  классов общеобразовательных школ. 
 3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011 год, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.  В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта. 
 4. Цели и задачи 
 В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: 
 •                 познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; 
 •  социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: 
 •    развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; 
 •    освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 
 •   овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; 
 •   воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. 
 5. Специфика  программы Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (23 учебные недели, 9 ч. в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.   Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо поздравление и т. п.)  
6. Основные содержательные линии курса Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: 
 •          система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); 
 •          орфография и пунктуация; 
 •          развитие речи. Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. 
 7. Структура программы Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. 
 Орфография. Ознакомление с правилами правописания и их применение: 
 •          обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши); 
 •          заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина); 
 •          раздельное написание слов; 
 •          перенос слов по слогам без стечения согласных; 
 •          знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. 
 Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я;. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. 
 Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова; определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов использования в тексте. 
Синонимы и антонимы( без называния терминов).Изучается во всех разделах курса. 
 Морфология. Умение опознавать имена собственные. Слова, обозначающие предмет, признак и действие предметов. 
 Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. 
 Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: 
 •          сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу  в положении под ударением; 
 •          сочетания чк — чн; 
 •          перенос слов; 
 •          прописная буква в начале предложения, в именах собственных; 
 •          проверяемые безударные гласные в корне слова; 
 •          парные звонкие и глухие согласные в корне слова; 
 •          непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); 
 •          знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; 
 Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.   
 8. Требования к результатам 
 Личностные результаты 
 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 
 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 
 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 
 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 
 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 
 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 
 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 
 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 
 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 
 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 
 Предметные результаты 
 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 
 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 
 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 
 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 
 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 
 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 
 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 
 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 
 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. 

 9. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 
 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 
 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 
 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 
 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 
 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 
 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 
 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 
 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 
 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 
 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 
 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.  
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 

 10. Формы организации учебного процесса 
 Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно. Использование ИКТ. 

 11. Объем и сроки изучения Рабочая программа рассчитана: в 1 классе - 115 учебных часов (период обучения грамоте), 50 учебных часов (русский язык) в год, 5 часов - в неделю. Контрольных работ – 2 ( конец первого полугодия, конец года) 

 12. Библиографический список  
Рабочая учебная программа по русскому языку  УМК «Школа России»  Классы 1-4 разработана на основе Примерной программы по русскому языку  федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования 2011 г.  
Учебные пособия: 
 Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. /В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2011. 
Прописи. Пособие для общеобразовательных учреждений. В четырёх частях. – М.: Просвещение, 2011 
 Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2011  
Канакина В.П., горецкий В.Г. Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: – М.: Просвещение, 2011   .
Поурочные разработки по обучению грамоте:  чтение и письмо. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. – М.: ВАКО, 2011г.      
 
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс  (обучение грамоте) 
 Обучающиеся должны знать: 
 ·         Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем). 
 Обучающиеся должны уметь: 
 ·         вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;  
·         различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие; 
 ·         правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова; 
 ·         знать способы их буквенного обозначения; 
 ·         обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком; 
 ·         определять место ударения в слове; 
 ·         вычленять слова из предложений; 
 ·         чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах; 
 ·         правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; 
 ·         грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением; 
 ·         употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения; 
 ·         устно составлять 3-5 предложений на определённую тему; ·         знать гигиенические правила письма; 
 ·         правильно писать формы букв и соединения между ними; 
 ·         уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение       Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих I класс (русский язык) 
К концу 1 класса учащиеся должны уметь: писать все буквы русского алфавита; пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым; выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами; проводить звуковой анализ слов; различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове; списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах; употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения; писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов; самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему; 
-  виды предложений по цели высказывания (без термино­логии) и эмоциональной окраске, предложения восклица­тельные и невосклицательные по интонации; 
-  слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета; 
-соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;  
-  использования прописной буквы в именах собственных; 
-  написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу; 
-  обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме; 
-  правильного написания слов типа пень, яма; 
-  правописания слов с непроверяемыми орфограммами;            
Категория: программы | Добавил: Наталья
Просмотров: 1466 | Загрузок: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Какими браузерами пользуетесь чаще?
Всего ответов: 189

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 249
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 15
Тесты: 1

Поиск