Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Суббота, 22.07.2017, 01:47




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » к педсоветам и семинарам


Учебно-исследовательская деятельность
[ Скачать с сервера (150.0Kb) ] 17.03.2008, 18:41
Презентация была подготовлена Суховой Т.Н. и показана на районном семинаре завучей на тему "Исследовательские работы"



1. Сообщенние На семинар завучей 26.02.2008 г. Тема: «Организация учебно-исследовательской деятельности в школе»   Эпиграф: « Не существует сколько – нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой  маленькой поисковой исследовательской работе»                                                                            ( А.Н. Колмогоров)     МНОГО ЛЕТ ТОМУ НАЗАД БЫЛ  ВЫСКАЗАН  ГЛАВНЫЙ  ТЕЗИС  НАЗНАЧЕНИЯ  ШКОЛЫ:  «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня ,учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка??    На современном этапе работы школы, когда одной из главных задач является  создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.    Важно, чтобы, пройдя все этапы школьного обучения, выпускник приобрел новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий.     Итак, важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школах (крупных) существуют научные общества учащихся (НОУ).   ЧТО  же такое исследовательская работа? - один из видов педагогических технологий; - она сродни научной работе; - бывают монопредметные иссл – я; - межпредметные иссл –я; - надпредметные исслед – я (например, экология); - она орган – ся как  на уроках (связана с самостоятельным решением какой то задачи, проблемы), так и во внеурочной деятельности. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  МЕТОД  (т.е.элемент поиска) используется на всех ступенях обучения.   Формы организации исследовательской работы: 1 форма: уроки – исследования, урок – лаборатория, доклад об ученых. 2 форма:  проведение учебного эксперимента. 3 форма: вне урока ( формируется информационная культура учащегося) 4 форма: факультативные занятия для организации исследовательской деятельности.   И   ОБЯЗАТЕЛЬНО  ВЫХОД:   Выступление на конференции, конкурсе исследовательских работ.     Вопросы для диагностики педагогов по организации учебно - исследовательской деятельности в школе   Уважаемые учителя! Вам предлагается ответить на вопросы по организации научного общества учащихся в нашей школе: Используют ли ученики дополнительную литературу при подготовке к уроку по вашему предмету? Предлагаете ли Вы учащимся дополнительные материалы: научные статьи, журналы, книги? Выступают ли ученики с докладами и рефератами по изученной литературе? Считаете ли Вы, что в классах, в которых Вы работаете, есть учащиеся, которые хотели бы участвовать в научно – исследовательской работе по Вашему предмету? Необходимо ли иметь в нашей школе научное общество учащихся (НОУ)? Какие секции, на Ваш взгляд, должны в нем работать? Считаете ли Вы необходимым для себя работать в научном обществе учащихся? В какой форме, на ваш взгляд, должен проходить отчет о научно – исследовательской деятельности учащихся?     Вопросы для диагностики учащихся по организации учебно – исследовательской деятельности в нашей школе: Какой школьный предмет Вам наиболее интересен? По какому предмету Вам интересно читать дополнительную литературу? Какая область знаний Вам наиболее интересна? Занимаетесь ли Вы в кружках? Каких и где? Считаете ли Вы необходимым создание в школе научного общества учащихся (НОУ)? По вашему мнению, чем оно должно заниматься? Хотели бы Вы участвовать в работе НОУ? Если да, то в какой секции Вы хотели бы работать? Кто из учителей мог бы стать вашим консультантом? Какие научные темы для исследования могли бы быть Вам интересны?     Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводит администрация школы. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости организации в школе научного общества учащихся (НОУ). Какие интересы, кроме учебных, есть у Вашего ребёнка? Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы? Книги в какой области знаний ему интересны? Какие познавательные передачи смотрит Ваш ребёнок? В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребёнка? Занимается ли ваш ребёнок в кружке в школе или вне школы? Имеет ли возможность ребёнок демонстрировать результаты своих занятий в кружке? Считаете ли Вы необходимыми более глубокие занятия ребёнка в кружках и секциях? Если да, то почему? На занятиях каких кружков и секций вы бы хотели видеть своего ребёнка?  Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?   •     ПРОЕКТ – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа;        прототип, прообраз предполагаемого объекта или состояния. •     Виды проектов: •     Монопредметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно - урочную систему.   •     Межпредметный проект –  проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.   •     Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.     Этапы работы над иссл. Работой:   1 этап .Подготовка(необходимо определить область исследования – явление, эпоху, процесс и т.п.; выбрать узко определённую проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить, наметить ход исследования и рабочую формулировку темы. Затем приступить к сбору разнообразной информации по проблеме исследования. Для этого стоит посетить библиотеки, обратиться к сети Интернет и другим источникам.) 2 этап. Планирование.         На данном этапе ученик под руководством учителя определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы, формулирует цель, задачи, объект и предмет исследования, выбирает методы и методики, необходимые для его проведения. Всё это отражается в тексте введения исследовательской работы 3 этап. Исследование 1.     Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2.     Выявление(«мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.     Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.     Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Роль педагога: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.   4 этап. Заключительный. Ученик подводит итоги – формулирует результаты исследования и делает выводы. Эта часть отражается в тексте заключения исследовательской работы.   •     5 этап. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.   Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов(возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успеха и неудач) и причин этого. Деятельность учителя: Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.     Реферат – 1) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и др. источников.   Работа над рефератом 1.     Что должен знать учитель, чтобы руководить работой над рефератом? - Работа над рефератом предполагает предварительный выбор учеником интересующей его  темы с учетом рекомендаций учителя – предметника, последующее глубокое изучение избранной проблемы и изложение выводов о её состоянии. -      Такая форма внеурочной деятельности не должна носить массовый характер. -      Роль учителя – консультирование. -      Обозначить актуальность проблемы, «выстроить» текст, сформулировать выводы должен сам ученик. «Допуск» к работе над рефератом должен стать своеобразным поощрением для тех учащихся, которые в полной мере освоили программный материал. к такой работе можно привлекать учащихся, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением. 3. Сроки. -      Работа над рефератом требует не менее месяца. Не позднее чем за неделю до защиты реферат сдаётся на рецензию учителю-предметнику, руководившему работой над ним. 4. Структура реферата. -      Введение -      Основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам -      Заключение -      Список источников -      Приложения. 5.     защита -      Учитель зачитывает рецензию на реферат; -      Ученик делает доклад на 5-7 минут. -      Вопросы ученику; -      Оценка реферата комиссией; -      Результаты защиты; -      Рекомендации для дальнейшей работы. 6.Оценка реферата. -      При выставлении оценки за реферат необходимо учитывать следующие компоненты: -      Содержательную часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т.п.); -      Оформление ( соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстрированного материала и т.п.) -      Представление на процедуре защиты (как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как реагирует на вопросы).     Из опыта работы Сазанова Е.Л., учитель  нач. школы, освоила методику работы над исследовательским проектом и на протяжении нескольких лет активно использует  его  в работе с детьми. Она абсолютно убеждена, что исследовательской работой может заниматься каждый ученик. В  2006 году  её бывшая ученица Алена Новикова с работой  «Крылатые качели»   стала победительницей в 1 региональном конкурсе исследовательских работ в Арзамасе и получила право поездки в Москву на Всероссийский конкурс « Я – исследователь», где её работа была отмечена Дипломом 11 степени. Филаретова Н.А. также использует на своих уроках и во внеурочной деятельности исследовательский метод. Учит детей анализировать , делать собственные умозаключения. Мишаленкова Т. П., учитель химии и биологии, также является консультантом в проведении исследовательской работы ученицей 11 класса Горюшиной Ани. Её работа по экологии «Изучение экологического состояния лесов Пошатовского лесничества с помощью рыжих лесных муравьёв»  в этом году была направлена на конкурс исследовательских работ им. Вернадского, а также на Всероссийский конкурс «Национальное  достояние России». В мае 2007 года за свою работу  Аня  получила диплом лауреата 111 детско-юношеской экологической Ассамблеи на 9-м международном научно- промышленном форуме ВЕЛИКИЕ  РЕКИ. Власова Е.И., учитель истории, развивает в учащихся умение анализировать , сопоставлять факты и делать выводы. Её ученики ежегодно участвуют в конкурсах творческих работ районного и областного масштаба. Они показывают хорошие знания истории и краеведения на таких мероприятиях, как «Зарница», «Мужество и отвага», на конкурсе военно – патриотических клубов. В 2006 году работа «Декабристы – нижегородцы» Горюшиной Ани признана одной из лучших работ на областном конкурсе, работа Сазанкиной А. «Нижегородская земля: история, события, люди» отмечена дипломом на районном конкурсе. Новикова Т.Г. , учитель физики и информатики, ежегодно готовит  своих учеников для участия в районном конкурсе исследовательских  по физике. Так в 2006 году работа «Колебания», которую выполняли ученики Буракин А, Новиков И, и Трунтаев И., заняла 1 место в номинации «Реферативная работа». Учителя русского языка и литературы Козак М.Ю. и Лазарева Е.В. являются постоянными участниками  конкурсов творческих работ районного и областного масштаба. Работы:  участие в литературной викторине «Всем хорошим во мне я обязан книгам» - уч-ца обл. конк.,  тв. Работа «Прекрасен их союз» - призер,  работа «Пушкинский тракт» - лауреат к –са. В этом году участие в к-се творческих работ «Россия, Русь, храни себя, храни …» (АГПИ). Егорова Е.И., учитель анг. Языка и как руководитель предпрофильного курса «Управление карьерой»  представляла своего ученика на   областной конкурс исследовательских работ в номинации «Профессии» (2007 год), в этом году представлена работа на к-с «Россия, Русь, храни себя, храни …» (АГПИ).(англ.яз..тема «Дом, в котором я живу». Учитель математики, Савельева А.А -  в этом году представила работу учеников  на к-с «Россия, Русь, храни себя, храни …» (АГПИ).(работа «Лист Мёбиуса»).
Категория: к педсоветам и семинарам | Добавил: poshatovooosh | Теги: проектно-исследовательская работа
Просмотров: 2727 | Загрузок: 558 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Ваше отношение к нашей Пошатовской школе
Всего ответов: 90

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 378
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 14
Тесты: 1
Сегодня день рождения у пользователей:
Олька(21), ^Олька^(21)

Поиск