Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Понедельник, 20.11.2017, 05:05




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » история


Нижегородский край в годы Великой Отечественной войны.
[ Скачать с сервера (62.5Kb) ] 10.10.2010, 14:20

    Предмет: История Нижегородского края

    Учитель: Киселев Александр Владимирович

    Тема урока: Нижегородский край в годы Великой Отечественной войны

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Цели урока: в ходе изучения нового материала учащиеся должны…

      образовательные:

знать о воинских силах, сформированных в Горьковской области, их боевой путь, о подвигах горьковчан, о деятельности тыла.

      развивающие:

уметь анализировать события, делать выводы, сравнивать, выделять главное; самостоятельно работать с литературой, слушать выступающих одноклассников.

      воспитательные:

понимать связь истории родного края с историей России.

    Оборудование: карта Нижегородского края, литература по истории Нижегородского края, записи на доске.


Этапы и учебно-воспитательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое (психолого-педагогическое) основание

1.Организационный

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

2 минуты.



Здравствуйте ребята! Учитель отмечает отсутствующих, обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берет психологическую паузу.

Учащиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих. Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу.

Учитель выясняет причину отсутствия, сопереживает, больным, создается атмосфера доброжелательности, симпатии. Обращает внимание на внешний вид. Психологическая пауза выражает намерение перейти к уроку, мобилизует уч-ся на деловой настрой урока.

2.Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность, подготов. учащ. к усвоению нов. материала, формировать целенаправл. характер деят., научить формулир. цель и достигать ср-ва для их реализации.


5 минут.






22 июня 1941 года началось для советского народа со страшной вести: война!.. Это общее бедствие объединило миллионы людей Советского государства. Молодые и старые, мужчины и женщины шли добровольцами на фронт, в народное ополчение, в партизанские отряды.

Вспомните, какой план бал разработан Германией в войне против СССР?









Какие сражения были решающими в ходе Великой Отечественной войны?







План «Барбаросса». Предполагалось, что хорошо подготовленные и технически оснащенные армии вторжения до наступления зимы 1941 года захватят жизненно важные центры страны и выйдут на линию Архангельск – Волга – Астрахань. Это была стратегическая установка на «блицкриг» - молниеносную войну.


Битва за Москву, Сталинградское сражение, Курская битва, освобождение Украины, Белоруссии, битва за Берлин.

Эвристическая беседа позволяет уч-ся увидеть проблему, поставить перед собой цель и спланировать план действий, помогает активизировать ранее полученные знания. Создается ситуация успеха.

3.Усвоение новых знаний

Задачи: дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и ср-в, кот. привели бы к данному обобщению, добиться усвоения метода воспр. изуч. материала, выработать соотв. умения и навыки.

28 минут.


Ребята, давайте запишем тему урока «Нижегородский край в годы Великой Отечественной войны». Учитель записывает тему на доске.


Сегодня два человека (количество может варьироваться) подготовили доклады на тему «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи » (задание даётся заранее).


Слова учителя (см. приложение 1)


Учитель даёт задание прочитать о действиях нижегородцев в тылу, и записать в тетрадях информацию о деятельности военной промышленности города Горький.

Записывают тему урока в тетради.





Слушают докладчиков, задают им вопросы.




Ученики слушают и записывают в тетради то, что выделяет учитель.

Читают и конспектируют.

Эвристическая беседа. Активизирует знания учеников, настрой на активную работу. Создается ситуация успеха.


4.Закрепление знаний

Задачи: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, кот. необходимы для самостоятельной работы дома, добиться повышения уровня осмысления изучаемого матер. и глубины его понимания

5 минут.

















Итак, мы проделали серьёзную работу по изучению истории Нижегородского края в годы войны. Давайте теперь вспомним, что мы узнали и сделаем выводы по нашей теме.


Расскажите о подвигах нижегородцев в годы великой Отечественной войны?




Какой трудовой вклад в победу внесли жители города Горького и Горьковской области?





В годы война много нижегородцев совершили подвиги: Николай Вилков, Василий Пешехонов, Николай, Дмитрий, Алексей, Николай, Хафис Зарипов.

Судостроительный завод «Красное Сормово» перестроился на выпуск танков Т-34. ГАЗ начал освоение и массовый выпуск лёгких танков, танковых моторов, самоходных установок. Завод «Двигатель революции» наладил выпуск миномётов. К производству военной продукции приступили коллективы станкозавода, «красной Этны», Выксунского и Кулебакского металлургических заводов, промышленных предприятий Арзамаса, Балахны, Богородска, Дзержинска, Павлова.

Эвристическая беседа. Активизирует знания учеников, настрой на активную работу.

Фронтальный опрос, создается ситуация успеха.

5.Итоги урока

Задачи:

выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию

5 минут.





Ребята, сегодня хорошо поработали! Отличившимся ученикам выставляются оценки.


Д/з пишется на доске: читать параграф учебника, знать записи в тетради.

Выставляют оценки в дневники.



Записывают д/з. Если что-то непонятно, то задают вопросы.



Создается ситуация успеха.

Дается методика овладения и усвоения домашнего задания.


Приложение 1.

В первый же день войны 10 тысяч человек при­шли в военкоматы г. Горького и Горьковской области с просьбой, с требованием — немедленно отправить их на фронт. Началось формирование отрядов, частей, соединений. Работа проводилась в военкоматах, в райкомах партии, комсомола.

Из тех, кто не подлежал по возрасту мобилизации, но не хотел, не мог оставаться в тылу, формировалось народное ополчение. Ополченцы обучались владеть оружием, постигали навыки военного дела, организо­вывались в отряды и уходили в бой. Почти 35 тысяч человек влились в ополчение осенью 1941 г. Вместе с бойцами Красной Армии они отстаивали Москву.

В самом начале войны организуется военное обучение; население готовится защищать город, поселки, предприятия от налетов вражеской авиации; тысячи девушек занимаются на курсах медсестер, а медицин­ский институт срочно выпускает врачей — и фронту, и тыловым госпиталям нужны медицинские работни­ки; сандружинников и санитаров готовит Общество Красного Креста; девушки-добровольцы оканчивают курсы радисток, зенитчиц и тоже уходят на фронт.

Большая работа проводилась по формированию во­инских частей и соединений для Красной Армии. Мно­гие из них формировались в г. Горьком и на территории Горьковской области. Были это стрелковые дивизии и танковые бригады, танковый корпус, подразде­ления лыжников, дивизион бронепоездов. Вливались горьковчане в авиационные части, пополняли экипа­жи морских судов и подводных лодок, воевали в ка­валерии и артиллерии, сражались на всех фронтах.

Славные боевые биографии у дивизий, сформиро­ванных в нашем городе и области. Вот одна из них — биография 137-й стрелковой Бобруйской дивизии, в которой были преимущественно горьковчане.

Дивизия участвовала в ликвидации Орловского плацдарма гитлеровских войск, она первой форсиро­вала Десну, освобождала Украину и Белоруссию, пер­вой вступила на территорию южной Пруссии и активно участвовала в ликвидации восточно-прусской группировки противника. 137-я дивизия уничтожила свыше 40 тысяч гитлеровцев, более 500 человек взяла в плен, захватила 175 танков и самоходных артиллерий­ских установок, 463 орудия и много другой тех­ники.

Таким же героическим был путь 322-й стрелковой Житомирской дивизии, 279-й стрелковой Лисичанской, 85-й гвардейской стрелковой Рижской, 89-й гвардей­ской стрелковой Белогородско-Харьковской, 8-го гвар­дейского танкового корпуса, Горьковско-Варшавского дивизиона бронепоездов, артиллерийских полков и других частей и соединений, которые формировались в г. Горьком и в которые входило много горьковчан.

Смело, самоотверженно сражались наши земляки, защищая родную землю. Более 300 горьковчан заслужили высокое звание Героя Советского Союза, а генералы В. Г. Рязанов и А. В. Ворожейкин удостоены этого звания дважды, 48 стали полными кавале­рами солдатского ордена Славы. Для победы отда­ли все, что могли: силы, кровь, жизнь.

Вся страна знает о подвиге Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота. В годы войны око­ло 300 советских воинов совершили подобные бес­смертные подвиги. Среди них есть и горьковчане. Вот их имена: Николай Вилков — выпускник Горьковского речного училища, Василий Пешехонов — комсомолец из с. Аламасово Вознесенского района, Николай Талалушкин — заведующий сельским клубом из Кстовского района, Дмитрий Кузнецов — секретарь Большемурашкинского райкома ВЛКСМ, Алексей Кули­ков — рабочий Арзамасского ликеро - водочного завода, Николай Бобров — уроженец Ковернинского района, Хафис Зарипов — сотрудник пер­вого отделения милиции г. Горького.

Стоит на берегу Бал­тийского залива на окраине города Таллина памятник русскому пар­ню Евгению Никонову, человеку великой силы духа. Раненный, он вме­сте с двумя товарища­ми отправился в разведку. Еще раз раненный осколком собственной гранаты, брошенной им в фашистов, попал в плен. Он молчал на до­просе. Молчал под удара­ми. Молчал, когда ему, привязанному к дереву, выкололи глаза. Молчал, когда под деревом разве­ли костер... Рабочий-сормович Евгений Никонов сгорел на этом страшном фашистском костре, так и не проронив ни одного слова.

И так же молчал ком­сомолец - автозаводец Юрий Смирнов, десант­ник, попавший в плен тя­жело раненным в бою под Оршей. Юрия Смир­нова фашисты распяли на стене блиндажа.

Герои умерли, но живы их имена, жива благодар­ная память о них. Такими же легендарными стали имена наших земляков Николая Фильченкова, бросив­шегося под вражеский танк со связкой гранат; раз­ведчика Ивана Маркеева, взорвавшего свою машину, чтобы пламенем предупредить товарищей о появлении фашистского десанта; танкиста Дмитрия Комарова, таранившего на горящем танке фашистский броне­поезд; Михаила Родионова, дважды таранившего фашистский бомбардировщик...

Славные строки в историю Великой Отечественной войны вписали и наши земляки, сражавшиеся в рядах народных мстителей — партизан.

В Минском подполье работал сормович Н. А. Шу­гаев. Он возглавлял одну из районных организаций подпольщиков, держал связь с партизанскими отряда­ми, участвовал в выпуске газеты «Звезда». Н. А. Шу­гаеву не удалось дожить до победы. В декабре 1942 года он был арестован немцами и расстрелян.

В подполье Бреста была и наша землячка из г. Се­менова — Т. Н. Смирнова. Успешно действовала в ты­лу врага работница Борского стекольного завода А. Ф. Нюхалова: Радисткой у партизан была учительница из Городца 3. А. Проухина.

В годы войны прославилась экспериментальная батарея реактивной артиллерии капитана И. А. Фле­рова. Среди флеровцев было немало горьковчан. Это М. А. Макаров, А. П. Курганов, К. В. Неяглов, В. И. Осипов и другие.


Категория: история | Добавил: poshatovooosh
Просмотров: 4096 | Загрузок: 237 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 247

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 81
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 1
Школьные новости: 2
Творческие работы: 125
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 70
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 14
Тесты: 1
Сегодня день рождения у пользователей:
Елена(56)

Поиск