Филиал МБОУ "Чернухинская СШ" - Пошатовская ОШ        6+

Вторник, 26.09.2017, 17:43




Приветствуем Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход


Специальный раздел «Сведения об образовательной организации»

Главная » Файлы » методическая копилка учителей » история


разработка урока в 8 классе
[ Скачать с сервера (75.5Kb) ] 10.10.2010, 06:06
  1. Предмет: История России

  2. Класс:8

  3. Учитель предметник: Киселев Александр Владимирович

  4. Тема урока: Социально-экономическое развитие России после либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. в России

  5. Тип урока: Круглый стол

  6. Цели урока: в ходе изучения нового материала учащиеся должны…

    • образовательные: обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения крестьянской реформы и других либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в.;

    • развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками исторических знаний, анализировать и делать выводы;

    • воспитательные: способствовать воспитанию качеств, необходимых для совместной деятельности, умения выслушивать собеседника и аргументированно отстаивать свое мнение.

9. Методы обучения: частично-поисковые, проблемный, творческий

10. Оборудование: учебник "История России, XIX в.” для 8 класса (автор Ляшенко Л. М.); атласы отечественной истории, 9 класс, М.,1994; фрагменты из "Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г” (Приложение 1);

таблица "Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. в России” (Приложение 2); настенная карта "Россия после реформы. Развитие капитализма с 1861 по 1900 гг.”

11. Литература: учебник "История России, XIX в.” для 8 класса (автор Ляшенко Л. М.); Поурочные разработки к учебнику «ИСТОРИЯ РОССИИ. XIX век» 8 класс

12. Ход урока:

План урока

Этапы и учебно-воспитательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию


Здравствуйте ребята! Учитель отмечает отсутствующих, обращает внимание на подготовленность класса и самих учащихся к уроку, берет психологическую паузу.

Учащиеся приветствуют учителя молча, встав из-за парт. Дежурные подают сведения об отсутствующих. Ученики концентрируют внимание, настраиваются на работу.

2.Проверка домашнего задания

Задачи: проверить знания и глубину усвоения учащимися д/з























Проверка домашнего задания проходит в форме тестов.

1. Какие органы самоуправления были созданы в городах по Городовому положению

1870 г. ?

а) городские думы и управы; б) земские собрания; в) земские управы


2. Кто управлял городами по городской реформе 1870 г.?

а) губернаторы; б) городские управы; в) городские думы


3.Кому принадлежала исполнительная власть в городском самоуправлении по Городовому положению 1870 г.?

а) городской управе; б) городской думе; в) губернатору


4.Что возглавлял городской голова по Городовому положению 1870 г.?

а) местную государственную администрацию города; б) городскую думу; в) городскую управу


5. Какие вопросы входили в сферу компетенции городского самоуправления?

а) местное здравоохранение; б) полицейский надзор за неблагонадежными; в) распоряжение городскими финансами


6. Городские думы по реформе 1870 г. избирались:

а) на основе всеобщего избирательного права горожан; б) на основе имущественного ценза в трех разных избирательных собраниях; в) «гласные» городской думы назначались градоначальником.


7. Для какой категории были сохранены телесные наказания даже после судебной

реформы 1864 г.?

а) для купцов; б) для крестьян; в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже

1 тыс. рублей


8.Реформа судебных учреждений 1864 г. вводила:

а) гласность судопроизводства; б) участие присяжных заседателей во всех процессах; в) участие присяжных заседателей в уголовных процессах; г) состязательность судебного процесса.


9.Какая категория лиц не могла быть избрана присяжными заседателями по судебной

реформе 1864 г.?

а) иностранцы; б) купцы; в) учителя начальных школ?


10.Что стало высшей кассационной инстанцией в России по судебной реформе 1864 г.?

а) Сенат; б) Судебная палата; в) Министерство юстиции


Отвечают на поставленные вопросы


3.Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Задачи: организовать и целенаправить познавательную деятельность, подготов. учащ. к усвоению нов. материала, формировать целенаправл. характер деят., научить формулир. цель и достигать ср-ва для их реализации


В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с предпосылками, ходом проведения и содержанием реформ, проводимых в России во второй половине XIX в. Реформ, которые оказали огромное влияние на ход истории нашей страны, поскольку создали условия для ускоренного развития капитализма в России, что проявилось в промышленном подъеме в 90-е годы XIX в.

Сегодня нам с вами предстоит проанализировать социально-экономическое развитие России после реформ и сделать выводы о тот, какую роль эти реформы сыграли в развитии капитализма.

Слушают учителя

4.Усвоение новых знаний

Задачи: дать конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи вопроса, добиться изучения способов, путей и ср-в, кот. привели бы к данному обобщению, добиться усвоения метода воспр. изуч. материала, выработать соотв. умения и навыки.










































1.Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам необходимо разделиться на три группы "аналитиков”, которые изучат и проанализируют изменения, произошедшие в промышленности, сельском хозяйстве и обществе, и группу "экспертов”, которая на основе анализа фрагментов "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.”, таблицы "Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. в России” и сообщений "аналитиков” сформулирует выводы о влиянии реформ на экономическое развитие.

2. Контролирует выполнение заданий, делает необходимые пояснения и комментарии.





























































































Мы с вами подробно рассмотрели основные аспекты социально-экономического развития России во второй половине XIX в. Теперь предоставим слово нашим "экспертам”, которые помогут нам сделать выводы о роли реформ в развитии капиталистических форм ведения хозяйства в пореформенной России.

Учебные столы расставляются в классе перед классной доской по кругу, учащиеся разделяются на три группы "аналитиков” и одну группу "экспертов” (группа "экспертов” формируется из наиболее подготовленных учащихся).








Далее в течение 15–20 минут группы учащихся работают с источниками и выполняют задания (Приложение 3), после чего учащиеся заслушивают сообщения групп "аналитиков”.

Первая группа "аналитиков”, используя данные, приведенные в учебнике (§32), карту и диаграммы в атласе определяет, в чем проявилось промышленное развитие России после реформ. В частности, учащиеся отмечают такие факты, как подъем предпринимательства и характеризуют различный социальный состав русских предпринимателей и отдельных их представителей, ускорение железнодорожного строительства на примере строительства Транссибирской магистрали, завершение к концу XIX в. промышленного переворота, формирование основных промышленных районов и крупных промышленных центров. Затем дается краткая характеристика основных промышленных районов – Московского, Петербургского, Уральского и Южного – и эти районы показываются на настенной карте.

Вторая группа "аналитиков”, используя материал учебника (§32), карту в атласе "Развитие капитализма в России с 1861г. до конца XIX в.”, определяет, что изменилось в помещичьих хозяйствах после отмены крепостного права, а что осталось неизменным, и почему возникла отработочная система ведения сельского хозяйства. Учащиеся кратко характеризуют два путь развития сельского хозяйства пореформенной России – прусский и американский, показывая на карте районы их распространения. Затем учащиеся объясняют суть отработочной системы ведения сельского хозяйства, причины ее возникновения и показывают на настенной карте районы, где в помещичьих хозяйствах преобладала данная система труда.

Третья группа "аналитиков”, используя материал учебника (§32) и диаграммы в атласе, определяет, какие изменения произошли в положении крестьянства после отмены крепостного права, отмечая в первую очередь процесс расслоения крестьянства, иллюстрируя сообщение данными диаграмм в атласе. Затем учащиеся характеризуют крестьянскую общину и ее роль в жизни села после крестьянской реформы.


Группа "экспертов” отмечает те положения крестьянской и других либеральных реформ, которые создавали условия для развития капитализма в России. В частности, учащиеся отмечают предоставление крестьянам имущественных прав (заключение договоров, обязательств, подрядов), право заниматься предпринимательской деятельностью и торговлей. Отмечается также возможность крестьян участвовать в местном самоуправлении, сокращение сроков военной службы и отмена рекрутчины, возможность для крестьян решать спорные дела в суде.

5.Закрепление знаний

Задачи: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, кот. необходимы для самостоятельной работы дома, добиться повышения уровня осмысления изучаемого матер. и глубины его понимания


С помощью учащихся делаются выводы о влиянии реформ на развитие капитализма в России:


1. Реформы ускорили промышленное развитие России, создали условия для завершения промышленного переворота.

2. Реформы способствовали внедрению капиталистических способов ведения сельского хозяйств, ускорили процесс расслоения крестьянства.

3. Реформы способствовали развитию предпринимательства в различных слоях общества.

Совместно с учителем делают выводы и записывают их в тетради.

6.Итоги урока

Задачи:

выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию


Ребята, сегодня вы хорошо поработали! Отличившимся ученикам выставляются оценки.

Д/з пишется на доске: параграф 32 учебника, вопросы в конце.

Выставляют оценки в дневники.

Записывают д/з. Если что-то непонятно, то задают вопросы.



Приложение 1.


Общее положение о крестьянах, вышедших

из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. (фрагменты)


1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.

2. …Крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне, за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные <…> повинности: работою или деньгами. <...>

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами. <...>

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным…

18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян. <...>

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

22. Крестьяне <...> могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные договоры, обязательства и подряды. <...>

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующий оным порядок.


(Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.7, Документы крестьянской реформы. – М.; Юрид. лит., 1989. С.37-40)


Приложение 2


Таблица. «Либеральные реформы 60-70х гг. XIX в. в России».


Реформа

Год

Содержание

Земская

1864

1.Учреждение земского самоуправления (губернские и уездные собрания и управы)

2. Выборность органов земского самоуправления.

3. Возможность выбора гласных от крестьян.

Городская

1870

1. Учреждение органов городского самоуправления (городских дум и управ).

2. Выборность органов городского самоуправления.

Судебная

1864

1. Введение бессословного, гласного, состязательного, независимого от администрации суда.

2. Учреждение окружного суда с присяжными заседателями

3. Выборы мировых судей.

Военная

1874

1. Отмена рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности.

2. Ограничение срока военной службы 6 и 7 годами


Приложение 3

Группа «аналитиков» №1

Карточка – задание.

Используя данные, приведенные в учебнике и карту в атласе

1)определите, в чем проявилось промышленное развитие России после реформ;

2) покажите на настенной карте основные промышленные районы и дайте их краткую характеристику.

Источники: 1.Учебник «История России, конец XVII-XIX в.» для 10 класса (авторы В.И. Буганов, П.Н. Зырянов), § 71

2. Атлас отечественной истории, 9 класс, М.,1994;


Группа «аналитиков» №2

Карточка – задание.

Используя данные, приведенные в учебнике и карту в атласе, определите,

1) что изменилось в помещичьих хозяйствах после отмены крепостного права;

2) почему возникла отработочная система хозяйства.

Источники: 1.Учебник «История России, конец XVII-XIX в.» для 10 класса (авторы В.И. Буганов, П.Н. Зырянов), § 72, с. 225-226.

2.Атлас отечественной истории, 9 класс, М.,1994;


Группа «экспертов»

Карточка – задание.

На основе анализа «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г» (Приложение 1) и таблицы «Либеральные реформы 60-70х гг. XIX в. в России» (Приложение 2)

1) определите, какие положения реформ способствовали развитию капитализма в пореформенной России;

2) сформулируйте выводы о влиянии реформ на экономическое развитие России, используя сообщения групп «аналитиков».

Категория: история | Добавил: poshatovooosh
Просмотров: 4875 | Загрузок: 515 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Каталог файлов

Форма входа

Приемная
директора

Приемная директора
Виртуальный
музей

Школьный музей
Встреча
выпускников

Встреча выпускников

Учитель-
ская

Учительская

Учени-
ческая

Ученическое самоуправление

Родитель-
ская

Родительский комитет

Наш опрос

Ваше отношение к нашей Пошатовской школе
Всего ответов: 90

Счетчики и рейтинги сайта

Нижний Новгород Online
Яндекс.Метрика


Пользователь №
На сайте: дней
Личных сообщений:
Пользователей: 187
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Счетчик
материалов
сайта:


Коментарии: 97
Форум: 58/235
Фотоальбом: 672
Календарь мероприятий: 32
Школьные новости: 240
Творческие работы: 374
Статьи о школе и поселке: 32
Каталог сайтов: 93
Наши победы: 80
Вопросы-ответы: 4
Гостевая книга: 15
Тесты: 1

Поиск